Ходить по тротуарам зимой безопаснее, чем летом
Обожаю зиму. Не только за ее белоснежный покров, романтические снегопады, череду праздников. В морозную погоду спокойней ходишь по улицам. Да, есть гололед, стоит лишний раз посмотреть под ноги. Зато никто не налетит неожиданно, с размаху не собьет с ног, не переедет ребристым горным протектором, как это нередко стало случаться на улицах с наступлением весны и до поздней осени.
«Добрым словом» поминаю велосипедистов. Здоровый образ жизни и спорт – отлично, но в специально отведенных местах. Поэтому и вспомнила про «убийц на педалях» зимой. Поразмышляв над проблемой, поняла: избавить пешеходов от опасных скоростных «двухколесников» возможно только с применением административного ресурса: ввести ограничения в столице для такого транспорта, поставить соответствующие знаки, разработать систему наказаний за эти нарушения и применения взысканий. Но принятие таких решений требует соблюдения определенных процедур: обсуждений, согласований, возможно, внесения изменений в правовые акты… Так и должно быть. Но, чтобы к весенней оттепели чувствовать себя «независимым» пешеходом, задумываться о «тротуарной» безопасности необходимо в трескучие морозы.
Хотя уже несколько недель лежит снег, Игорь вспоминает жаркую осень, потирая сросшуюся ключицу. Велосипедист-лихач сбил его на пороге универсама «Центральный» на проспекте Независимости, в ста метрах от географического центра столицы.
— Что стало с обидчиком? – собеседник с трудом переводит «игру слов» в печатные выражения. – Скрылся. Только его и видели. В милиции признались честно: заявление написать можно, но виновника найдут вряд ли.
Не менее печальный случай произошел рядом с ГУМом: под колеса спортивного велосипеда попал пятилетний ребенок. Малыша отбросило на несколько метров, от удара головой о мостовую он потерял сознание… А сколько еще подобных случаев происходит на оживленных улицах крупных городов! Точной цифры никто не знает. Как сообщили в Госавтоинспекции, специальной статистики по велосипедистам не ведется.
Правила дорожного движения претерпели в последние годы много изменений. Но касались они в основном водителей. Пожалуй, до середины 2000-х большинство велосипедов обладало деревенской «пропиской», а езда на «педальном ходу» по проселкам требует минимальной дисциплины. В городе велосипеды в моду начали входить несколько лет назад. С одной стороны, отлично. С другой – достойного места для их эксплуатации, по крайней мере на центральных улицах, не оказалось.
Формально, согласно Правилам дорожного движения велосипедист имеет право на тротуарную езду, если отсутствуют «профильные» дорожки и обочины. Но это отнюдь не значит, что «кручу педали, куда хочу». В тех же правилах четко прописано: не должен создавать препятствий и опасности пешеходам. Закон на их стороне, но часто ли его соблюдают? О какой безопасности можно говорить, когда молодое и здоровое «чудище» несется по тротуарам проспекта Независимости со скоростью 20—30 километров в час?
Впрочем, в таких местах предостаточно сотрудников ГАИ дежурит. Но наблюдают они больше за проезжей частью, не особенно обращая на «тротуарных» лихачей внимание. Да и что может инспектор сделать такому нарушителю? Посвистеть вслед — вдруг остановится? Велосипед – идеальный транспорт для сохранения инкогнито: ни номеров, ни других четких опознавательных знаков, по которым можно найти лихача. Но достаточно быстроходный, чтобы «убежать» от пешего постового, и слишком юркий для успешной погони на патрульной машине – в любую дворовую щель проскользнет. Взывать же к совести «убийц» на двух колесах – сомнительно, что это даст эффект.
А может, просто запретить езду на велосипедах по центральным улицам? Незачем им там появляться. В часы пик на некоторых столичных тротуарах и пешеходам тесно. Ведь не пускают же «в глубь» крупных городов фуры, во дворах запрещена стоянка грузовиков, существует перечень улиц, на которых запрещено обучать вождению… Не мешало бы администрациям городов в этот ограничительный список добавить и пункт, посвященный двухколесному транспорту. В парках, микрорайонах с низкой плотностью пешеходного потока – катайтесь, сколько душе угодно. Но в центре – извините! А за нарушение режима установить приличный штраф. Конечно, не все поймут сразу, но десяток-другой административных протоколов быстро расставят все на свои места.
Как отметил инспектор отдела пропаганды и агитации УГАИ Мингорисполкома Юрий Корниевич, вопрос о велосипедном движении недавно поднимался на заседании Комиссии по безопасности дорожного движения Мингорисполкома. Руководство столицы поручило проработать вопрос строительства велосипедных трасс, охватывающих весь город. Правда, когда велосипедисты получат свои дорожки, пока неизвестно.