Убийство в профиль и в анфас

«Портрет»  криминального  явления  глазами  заместителя  Генерального  прокурора  Беларуси  Виктора Конона (Окончание. Начало в № 187)

«Портрет»  криминального  явления  глазами  заместителя  Генерального  прокурора  Беларуси  Виктора  КОНОНА (Окончание. Начало в № 187)

— Что чаще всего, Виктор Александрович, приводит к убийствам? И что мешает потянуть за эту «ниточку» и вытянуть основную часть криминального «клубка»?

— Мотивами большей части всех убийств были длительные или внезапно возникшие личные неприязненные отношения между людьми, обоюдные ссоры и драки. Сложившаяся практика профилактики и расследования убийств, умышленных тяжких телесных повреждений, повлекших смерть, не стала еще надежной защитой в предупреждении криминального насилия в семейно-бытовой сфере.

Приведу показательный пример. У гражданки И. Беловой по месту жительства в г. п. Дрибин Могилевской области систематически собирались  лица, ведущие антиобщественный образ жизни, злоупотребляющие спиртными напитками. Неоднократно происходили конфликты между ее бывшими сожителями М. Федосенко и С. Войтенковым. Надо сказать, что первый был судим в январе этого года за угрозу убийством. Именно И. Беловой. Но со стороны Дрибинского РОВД    не принималось конкретных  профилактических мер в отношении указанных лиц. Более того, Федосенко  не был даже поставлен на профилактический учет по системе «Быт», а ведь в отношении именно его в первую очередь и требовалась такая мера.

И вот вполне закономерный результат. В ночь с 7-го на 8 июня этого года М. Федосенко, находясь в состоянии алкогольного опьянения, с целью убийства И. Беловой и С. Войтенкова   нанес им множество ударов гвоздодером по голове, причинив телесные повреждения, в том числе и тяжкие (потерпевшая потеряла зрение на один глаз).

— Как минимизировать последствия семейных скандалов, часто заканчивающихся разборками  с применением силы и подручных предметов?

— При выездах на семейные скандалы работники органов внутренних дел не проявляют заинтересованности в полном и всестороннем выяснении обстоятельств происшедших конфликтов, получения травм и степени их тяжести, мотивов действий виновных лиц и ранее совершенных в отношении пострадавших фактов избиения, угроз расправой и других противоправных действий. В результате виновные в совершении преступлений зачастую вообще избегают какой-либо ответственности либо несут административную ответственность за единичный факт противоправных действий – мелкое хулиганство и т.п. Порой такое бездействие  порождает безнаказанность правонарушителей, приводящую нередко к трагическим последствиям.

  Зачастую в руках тех, кто замахивается на чужую жизнь, оказывается и оружие…

— Мы считаем, что органами внутренних дел с целью недопущения совершения убийств с использованием огнестрельного оружия должны выявляться владельцы оружия, устанавливаться причины и условия, способствующие его незаконному обороту, во взаимодействии со средствами массовой информации проводиться разъяснительная работа среди населения о необходимости добровольной сдачи оружия. Однако далеко не всегда получается так, как хотелось бы. Подтверждение тому и события в  деревне Борщевка Витебского района 11 августа этого года. Около 12 часов ночи инвалид первой группы (опорно-двигательный аппарат) В. Ломачевский в ходе ссоры на почве личных неприязненных отношений выстрелом из обреза незарегистрированного охотничьего ружья ИЖ-18 шестнадцатого калибра убил хозяина квартиры В. Блохина.

— Думается, что не только работники органов внутренних дел и прокуратуры могут внести свою лепту в профилактику убийств…

 — Конечно! Но на деле пока получается иначе. К профилактике преступлений недостаточно привлекаются местные исполнительные и распорядительные органы, трудовые коллективы, общественные формирования, средства массовой информации.

— По роду своей работы мне, Виктор Александрович, часто приходится присутствовать на судебных процессах, знакомиться с судебными документами, вынесенными в отношении  тех, кто обвинялся в убийствах. И вот на какое обстоятельство обратил внимание. Сумма возмещения морального вреда тем, кто в результате убийства потерял родного человека, сравнительно небольшая. Более того, в одной области она повыше, в другой пониже. На ваш взгляд, это нормальное явление?

— Конечно, ненормальное. В настоящее время, кроме уголовных наказаний преступников и взыскания с них относительно небольших сумм в качестве компенсаций морального вреда, каких-либо других существенных мер по защите интересов граждан, потерпевших от особо тяжких преступлений, не используется. Не выработана судебная практика.

При определении условий размера компенсации морального вреда по совершенным убийствам следует исходить из принципа разумности и справедливости и учитывать международный опыт в этом направлении. Необходимо подумать о том, чтобы с целью наиболее полной защиты прав потерпевших была предусмотрена возможность оказания им бесплатной адвокатской помощи,  создан за счет государства резервный фонд возмещения ущерба потерпевшим.

Мы обязательно должны предусмотреть более объективные критерии для определения морального вреда, причиненного близким родственникам убитого. Безусловно, они переживают, страдают в связи с убийством близкого человека.

Кроме того, в настоящее время не взыскивается ущерб, причиненный государству в результате убийств и умышленных тяжких телесных повреждений, повлекших  смерть потерпевшего (госпособие на погребение, расходы, затраченные ЖКХ на погребение при отсутствии родственников погибшего, и др.).

— Так есть надежда, Виктор Александрович, что ситуация с особо тяжкими преступлениями против жизни и здоровья граждан изменится коренным образом?

— Генеральная прокуратура в связи с актуальностью и необходимостью усиления защиты прав потерпевших обратилась в Национальное собрание Республики Беларусь с предложением об активизации работы по принятию Закона  «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».     Мы предложили Верховному Суду  выработать единую судебную практику материальной компенсации морального вреда потерпевшим по делам об убийствах и умышленных тяжких телесных повреждениях, повлекших смерть потерпевшего. Направили информацию о профилактике особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан министру внутренних дел  Беларуси, в областные и Минский городской исполкомы. Инициировали в местные исполнительные и распорядительные органы разработку программ по противодействию убийствам. Предприняли и ряд других усилий в этом направлении.

Естественно, при этом мы постарались максимально включить потенциал и возможности прокурорского надзора. На это направлено обстоятельное и детальное решение коллегии Генеральной прокуратуры. В настоящее время готовится проект приказа Генерального прокурора «О профилактике преступлений против жизни и смерти человека». Надеюсь, что принятые меры дадут желаемый результат. Мы будем стремиться уходить от количественных показателей при определении эффективности  работы прокуроров в борьбе с преступностью, все больше переходя к показателям интегральным. Каковыми в определенной мере и являются убийства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter