Не повлечет ли смерть Андрея Карлова за собой цепь событий 102-летней давности в Сараево?

Убийственная реакция

Печальные известия пришли из Анкары. Погиб Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Турции Андрей Карлов. Убит он был подло, цинично — расстрелян в спину на теле- и фотокамеры. Российский дипломат исполнял свои служебные обязанности, открывая в Центре современного искусства Анкары выставку о России. Сегодня самый главный вопрос, который задают в мире, — не повлечет ли его смерть за собой цепь событий, аналогичную той, которая 102 года назад развернулась после убийства в Сараево австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда? Впрочем, сомневаюсь. Выводы из произошедшего стоит сделать совсем другие.


Убийца Карлова был незамедлительно уничтожен, его личность раскрыли сразу. Это полицейский из спецподразделений Турции, имевший право доступа на подобные мероприятия. Преступник был одержим местью. Местью за освобожденный Алеппо и за российскую помощь законному правительству Сирии. Но сегодня все склоняются к мысли, что вряд ли это был террорист-одиночка. Уж слишком хорошо срежиссированным был кровавый спектакль, слишком демонстративно и дерзко действовал убийца. Значит, был уверен в том, что за ним стоит кто-то могущественный и ради него можно убить и самому быть убитым. 

Полагаю, что этот чудовищный поступок против всех норм цивилизованного общежития, международных отношений — против руководителя дипломатической миссии был отнюдь не случайным. Для меня это очевидно: планы тех сил, которые рассчитывали на длительный период хаоса и войны на Ближнем Востоке ради его переформатирования, после вмешательства России стали терпеть крах.

А успех в Алеппо и начало работы трехстороннего формата Россия—Турция—Иран по урегулированию в Сирии были четкими сигналами о том, что на сирийской земле этих целей добиться не удастся. Президент Путин, комментируя смерть посла Андрея Карлова, поставил задачу выяснить, кто стоял за убийцей и направлял его руку.

Не думаю, что предположений будет много. Ряд арабских режимов в регионе давно рассматривал Сирию в качестве жертвенного барашка на заклание. Даже в самой Турции, где совсем недавно провалилась попытка госпереворота, далеко не все рады российско-турецкому сближению. Наконец, спецслужбы мирового жандарма могли отомстить за провал своей сирийской кампании и подкинуть приходящей администрации проблем, чтобы перспективы грядущих российско-американских отношений не казались слишком радужными. Все версии будут тщательно отрабатываться, и, уверен, заказчики этого гнусного преступления станут известны. 

А для всех нас это очередной урок — мир становится все менее безопасным. И даже такая, казалось бы, престижная и привлекательная профессия дипломата далеко не гарантия беспечной жизни. Посол прежде всего государев человек, представляющий интересы своей страны и народа даже в самых опасных и горячих точках планеты. Представляющий и не боящийся помогать, спасать, налаживать отношения. К сожалению, нередко самих этих людей приходится спасать и защищать. И не всегда это удается.

Российские и белорусские коллеги очень тепло и трогательно вспоминали Андрея Карлова. Это был высокообразованный, интеллигентный человек, настоящий профессионал и патриот. От себя лично могу сказать, что все российские дипломаты, с кем доводилось общаться, — очень достойные люди, которые всегда относились к белорусам как к своим и старались помочь в силу собственных возможностей. Поэтому то, что произошло с российским послом в Турции, касается напрямую и нас. Не только в силу эмоций, человеческой близости и солидарности.

Ведь в Турции есть и белорусское дипломатическое представительство (оно же работает и в Ираке), а сейчас там крайне неспокойно. Представляю, как там переживают за российских коллег. Хочется пожелать всем им мужества, стойкости и чтобы они, работая на благо наших стран, всегда возвращались домой живыми и здоровыми.

dziermant@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter