«Убитый, лежите смирно!»

В разведгруппе — как у мушкетеров: один за всех и все за одного

В разведгруппе как у мушкетеров: один за всех и все за одного

«С ним бы я в разведку пошел» — в Марьиной Горке, где дислоцируется 5-я отдельная бригада специального назначения, эта поговорка приобретает истинный смысл. Какими должны быть настоящая командная работа и взаимная поддержка, бойцы элитной части сил специальных операций белорусской армии знают превосходно. Что и продемонстрировали на прошедших недавно традиционных соревнованиях на лучшую разведывательную группу.

Готовность разведчиков к совместной работе и их индивидуальные умения и навыки проверялись в самых разных испытаниях. В борьбе за лидерство сошлись десять групп. Надо ли говорить, что не только победа, но и участие в таких соревнованиях почетно: если получен допуск к выступлению, значит, ты не просто солдат, а солдат хороший.

Задачи ставятся нешуточные: парашютное десантирование, выход в район разведки и поиск объекта, засада и захват пленного и образцов документов, многокилометровый марш-бросок по пересеченной местности и многое другое. И все это с полной экипировкой и нагрузкой.

Корреспонденты «Р» стали свидетелями некоторых самых интересных этапов.

Так называемая тропа разведчика — участок с препятствиями и заграждениями, которые можно встретить в стане врага. Чтобы перемахнуть через шестиметровую стену, выбраться из узкого «дымохода», пройти по тросу на высоте четвертого этажа, нужно выложиться на двести процентов.

Глядя на то, как бойцы взлетают на «полуразрушенные здания» и перебегают по бревнышку через «горные ущелья», кажется, что в Марьиной Горке появились герои боевиков. «Скачки» — так разведчики между собой называют свои соревнования — с виду легки, как в кино. Шестиметровая стена? Не проблема. Здесь даже есть место для творчества: преодолеть ее можно разными способами. Одним подставляют плечо, другим — удерживаемый параллельно земле автомат: боец становится на него, как на перекладину, подтягивается и перемахивает через препятствие. Солдаты стараются не показать виду, что им тяжело, смахивают капельки пота с сосредоточенных раскрасневшихся лиц и идут вперед.

— Ограничений по времени нет. Главное — тактика действий, порядок работы внутри группы: как командир управляет подчиненными, как разведчики ведут себя в дозоре. Думаете, те, кто впереди, просто через заборы перелезают? Нет. Они сначала осматривают препятствия и дают или не дают команду на дальнейшее движение. Противник в первую очередь стремится уничтожить командира и радиста, поэтому командир ведет себя так, чтобы не отличаться от остальных, — объясняет один из старших судей соревнований (в секретной части не принято называть имена и фамилии офицеров).

На тропе разведчики сохраняют молчание, все сигналы подаются заранее установленными жестами, в крайнем случае — хлопками. «Сюрприз» для противника важно сохранить в тайне.

Что сложнее всего? Бойцы бравируют: нам любая трудность по силам, главное — правильно рассчитать их. Однако опытные офицеры знают, что трудней всего справиться с мыслью, которая волей-неволей возникает уже на половине пути: а кому все это нужно?

— Прежде всего им самим, — говорит один из офицеров. — Человек все время, всю жизнь преодолевает себя. Так и здесь.

Первая группа проходит тропу за 29 минут 49 секунд. Понятно, что после суровых физических испытаний им не до расспросов зрителей. К тому же скоро следующий этап: проверка нормативов по военно-медицинской подготовке.

Само собой, разведчики должны уметь оказать первую медпомощь: наложить «раненому» повязку, жгут, шину. Справляются. Дальше — сложнее: нужно дотащить раненого до безопасного места, передвигаясь по-пластунски. Снова ребята проявляют себя как слаженная команда: быстренько распределили, кто за что отвечает, уложили товарища на импровизированные носилки и поползли. Начмед периодически напоминает «убитому», чтобы лежал смирно и не помогал тащить себя, отталкиваясь от земли ногами. Происходит это все на жаре, у ребят тяжелые рюкзаки и боевое оружие. Следов оставлять нельзя: на соревнованиях утерянная экипировка может стоить балла, в бою — жизни. Из каких источников разведчики черпают силы — для гражданского человека загадка.

— За наших можно не переживать, они сделают все, что надо, — уверен старший судья. — Должно, конечно, слегка повезти — без везения в разведке делать нечего.

Состав участников разнородный: есть первогодки, есть и дембеля. Справедливо ли это? Да, считают в бригаде. На войне никто не спросит: «Как давно служишь, солдат?»

Впрочем, и в мирной жизни полученные в спецназе навыки оказываются нужными. Доказательство — недавний случай в Слуцке. В одном из домов в центре города люди заметили в оконном проеме на втором этаже ребенка, играющего на подоконнике. Оставленный без присмотра двухлетний мальчик в любую минуту мог выпасть из открытого окна. Мимо на машинах проезжали два не знакомых друг другу человека. Увидев собравшихся людей и карапуза в проеме окна, они решили вмешаться. Скооперировавшись, забрались наверх и сняли малыша. Спасителями оказались менеджер частной фирмы из Москвы и офицер спецназа из Марьиной Горки.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter