Эксперты — о принятом решении по недопустимости роста цен

Убавить у цены аппетит

На прошлой неделе по результатам совещания о ценовой ситуации в стране Президент подписал Директиву № 10 «О недопустимости роста цен». Документ принят в целях незамедлительного и жесткого реагирования на сложившуюся на потребительском рынке ситуацию. Для этого вводятся запрет на повышение цен и обязательства по безусловному насыщению внутреннего рынка товарами и услугами. Документом также предусматривается ответственность за ненадлежащее выполнение установленных в директиве требований. Для выработки мер по регулированию цен создана рабочая группа во главе с председателем Совета Республики Натальей Кочановой. Рабочей группе поручено в десятидневный срок разработать и представить в Совет Министров предложения о мерах по совершенствованию ценового регулирования, обеспечить на постоянной основе мониторинг цен и состояния потребительского рынка, информировать контролирующие и правоохранительные органы о выявленных нарушениях для принятия решения по ним. Перед Правительством, в свою очередь, поставлена задача до 20 октября на основе предложений рабочей группы утвердить и ввести в действие систему регулирования цен, обеспечить эффективный контроль за ценовой дисциплиной. Почему принято такое решение и какой ждать эффект — спросили у экспертов.

Регулирование цен – это механизм, направленный в первую очередь на обеспечение всех социальных гарантий и социально-экономической стабильности внутри нашего общества, для того чтобы не допустить снижения уровня благополучия населения.
Алексей БОГДАНОВ, министр антимонопольного регулирования и торговли:

— МАРТ работает, сверяет состояние цен в магазинах с 5-м числом. Нарушения попадаются, с ними необходимо будет разбираться. Одна из задач, поставленных Главой государства, чтобы ассортимент не сузился и субъекты не ушли с рынка. Этим занимается не только МАРТ, но и Комитет госконтроля, прокуратура, милиция. Если кто-то себе позволит такое, то реакция будет мгновенной и жесткой. Надо понять, что никакого шока не произошло. Все предприятия работали рентабельно, работали и поставщики, и торговля. Сегодня цена заморожена, и надо разобраться, почему рост цен был, а также не допустить его в дальнейшем. Предпосылок, чтобы товар какой-то исчез с полок, нет. Некоторые паникуют, но уверен, что время пройдет и все будут нормально работать, в обычном режиме, по правилам, выработанным с учетом поручения Главы государства. Принятое решение касается не только товаров, но и услуг. Интернет-торговля тоже находится под контролем.

Галина ЛАГУНОВА, заместитель председателя Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей:

— Принятие Президентом директивы считаю обоснованным и своевременным, поскольку искусственная в большей части, «ползущая» инфляция свела бы на нет все усилия властей по повышению реальных доходов населения. Уверена, что все жители Беларуси полностью одобряют решение Главы государства, которое сформулировано предельно ясно и направлено прежде всего на защиту интересов граждан. От руководства страны в условиях жесткого давления со всех сторон требуется оперативно искать новые экономические механизмы и преодолевать существующие постулаты. Наши рыночники своеобразно решили поддержать общемировую тенденцию повышения цен, путем накрутки цен на внутреннем рынке за счет своих соотечественников, если европейские просторы стали закрытыми. Можно понять производителей, вынужденных поднимать себестоимость готовой продукции, чтобы остаться на плаву, но не посредников-логистов и торговлю, под шумок многократно взвинчивающих цены. Как известно, спрос рождает предложение, а если много предложений, то легко сформировать справедливую цену. В мае этого года мной изучался вопрос закладки в стабилизационные фонды овощей и фруктов, их сохранности. Ведь благодаря этим фондам в межсезонный период можно приобрести отечественные фрукты и овощи по умеренным ценам. По моему мнению, ключевым элементом широкого ассортимента отечественной продукции на прилавках и приемлемых цен является точное выполнение графика договоров о доставке поставщиками товаров знатоку вкусов и объемов местного потребления — магазину. А тут, оказывается, многие объекты торговли этот анализ либо не проводят, либо прикидывают на глазок, а затем отказываются заключать долгосрочные договоры. Поэтому оптовые поставщики не владеют точным объемом осенней закупки продукции. В свою очередь, производитель дезориентирован, в каких объемах ему нужно вырастить урожай, для которого фактором риска выступают погодные условия и урожайность, способность культур к длительному хранению. И конечно, покупателю обидно, что дешевые белорусские яблоки, капуста и свекла, как весной этого года, закончились задолго до нового урожая и пришлось ­покупать более дорогую продукцию из стран Евразийского экономического союза. Кроме этого, для предотвращения роста цен в торговых сетях считаю важным концерну «Белнефтехим» не допускать удорожания автомобильного топлива.

Михаил КОВАЛЕВ, профессор экономического факультета БГУ:

— Это редко применяемая мера. Но полагаю, что в условиях значительного роста цен в мире повлияет положительно. Ведь уже с начала года цены выросли более чем на 13 процентов. И ясно, что если не остановить этот процесс, то они выросли бы и до 20 процентов. А это снижение благосостояния наших людей. Растущие цены медленно, но верно съедают нашу зарплату. Причем если в мире цены растут сильно, то там есть причины: рост цен на продовольствие и рост цен на энергоресурсы. Обе эти причины нас не касаются. Рост цен в Беларуси скачкообразно изменился в марте — апреле вслед за ростом курса доллара. Помнится, тогда пиковый курс доходил до 3,4 рубля за доллар. А сейчас он меньше 2,5 рубля. Но наша торговля, когда курс доллара снизился, назад не открутила цены. А следовало бы. И фактически действия Президента направлены против не совсем сознательных бизнесменов, которые на стабилизации курса белорусского рубля решили увеличить свои доходы, а не снизить цены. Я полагаю, что на повышение цен сказывается и то, что у нас недостаточная конкуренция. МАРТ хоть и пытается бороться с монополистами, но здесь важнее стимулировать создание конкуренции. И директива Президента в этот трудный период положительно повлияет на ситуацию. Я думаю, что до конца года цены не вырастут и инфляция снизится. Вернутся стабильные времена, и с ростом конкуренции вернемся к свободному ценообразованию. А критикам решения Главы государства я бы напомнил, что даже в Древнем Риме был жесточайший контроль за ценами. Уже в те времена власти понимали, что рынок рынком, а контролировать его надо.

Алексей АВДОНИН, аналитик БИСИ:

— Мы видим, что ситуация в мире и в мировой экономике усугубляется. Санкционная политика, инициированная коллективным Западом, привела фактически к коллапсу социально-экономических процессов. Все это сказывается и на нас, так как белорусская экономика не является закрытой. Мы находимся в плотном взаимодействии с региональными рынками и мировым. Безусловно, Президент, понимая все аспекты и угрозы негативных экономических тенденций, предпринимает все меры, чтобы простые белорусы не ощутили на себе неблагоприятного воздействия от тех пертурбаций, которые происходят в мире. Регулирование цен — это механизм, направленный в первую очередь на обеспечение всех социальных гарантий и социально-экономической стабильности внутри нашего общества, для того чтобы не допустить снижения уровня благополучия нашего населения. В текущих условиях рыночные механизмы не работают. Работают исключительно административные способы, о применении которых и принято решение Президентом на прошлой неделе. Понятно, что это временная мера, и она действует сугубо на период адаптации. Я думаю, все эти механизмы будут отменены сразу после нивелирования инфляционных угроз. Все это приведет к нормализации ситуации, и инфляция в Беларуси достигнет обозначенных пределов 5—7 процентов.

Валерий БАЙНЕВ, доктор экономических наук:

— Эффект от принятого решения будет политико-экономическим. И я считаю, это правильно. В нынешних условиях экономику без политики рассматривать нельзя. Ведь Запад нам объявил гибридную войну, своих целей он не скрывает. Добиваться он этого будет в первую очередь через экономику: санкции и прочие вещи. И цены — это один из факторов, на который делается расчет. Ведь на их рост всегда крайне негативно реагирует общество. Лично я считаю, что в Беларуси особых оснований для увеличения цен сейчас нет. Цены на энергоресурсы ниже, чем для западных конкурентов. Техника и технологии у нас практически все свои. Климат и урожай хорошие. На Западе рост цен объясним — они недальновидно отказались от дешевых энергоресурсов и белорусских удобрений. Ощущение, что там процветает мазохизм. А вот у нас-то что произошло? Поэтому рост цен я объясняю двумя вещами: непомерной алчностью бизнеса или экономическим саботажем. И решение о заморозке цен, и мораторий на их рост — правильные. А с нарушителями надо обращаться еще жестче. Что касается непосредственных шагов, которые сейчас надо предпринять Правительству, то в первую очередь следует поработать с затратами в производстве, выстраивать новые цепочки поставок более дешевых товаров и сырья. Для торговли тоже необходимо отработать систему наценок и надбавок, которые будут справедливыми. Рассчитываю, что возобновившиеся мониторинги возобладают нужным эффектом.

sichevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter