У жителей Островца тревоги нет

Корреспондент «СОЮЗа» побывал на стройплощадке первой белорусской АЭС

Корреспондент «СОЮЗа» побывал на стройплощадке первой белорусской АЭС


НА МАРТОВСКОМ заседании Совета Министров Союзного государства главы правительств России и Беларуси Владимир Путин и Михаил Мясникович подписали знаковое соглашение о строительстве белорусской атомной электростанции. Что даст Беларуси этот масштабный проект? Как решается главный вопрос: безопасность будущей станции?


Проект, не имеющий равных


В любой стране, где динамично развиваются промышленность, строительство, аграрный комплекс, неизбежно возникает вопрос об энергетике. Торф, древесина, небольшие запасы нефти — вот все, что на сегодня имеет Беларусь, но эти запасы не способны покрыть потребности республики. Поэтому еще с советских времен белорусская энергетика основана на сжигании российского природного газа. Еще в советские времена выход видели в ядерной энергетике, но чернобыльская катастрофа помешала достроить под Минском атомную станцию тепло–, электроснабжения. Понадобилось без малого четверть века, чтобы на новом научно–техническом уровне вернуться к идее АЭС. «Атомная электростанция в Беларуси будет построена, чего бы нам это ни стоило», — категорично заявил Президент Александр Лукашенко в недавнем Послании к народу и Парламенту страны. За этим стоит острая экономическая необходимость. Главный претендент на обоюдовыгодный проект — Россия. С подписанием 15 марта межправительственного соглашения о строительстве атомной электростанции была заложена правовая база и для заключения соответствующего контрактного соглашения. Это будет детальный план работы, направленной на реализацию масштабного проекта. Равного ему до сих пор не было в белорусско–российских отношениях. Первый энергоблок белорусской АЭС должен быть возведен к 2017 году, второй — еще через год.


Безопасности много не бывает


И все–таки главный вопрос для Беларуси — безопасность будущей АЭС. В этом смысле выбранный проект отвечает самым высоким требованиям, заверил Александр Лукашенко. Более подробно о мерах безопасности рассказал в Минске директор программ госкорпорации «Росатом» Сергей Бояркин.


— В России самые жесткие в мире требования к атомной энергетике, — уверяет он. — Мы исходим из того, что сама физика технологических процессов должна предотвращать повторение чернобыльского сценария. В самом худшем случае радиация никогда не выйдет за пределы 800 метров от осевой точки реактора...


Авария на АЭС «Фукусима» обострила дискуссии о безопасности атомной энергетики. Сергей Бояркин утверждает, что защита белорусской атомной станции будет стопроцентной. 20–сантиметровая стена реактора из сверхпрочной стали, герметичная оболочка из железобетона, облицованная сталью, огромный «тигель» под дном реактора на крайний случай, если все–таки расплавится активная зона, четыре генератора автономного энергоснабжения на каждый реактор, своя система гражданской обороны и пожарная часть — всего этого не было на японской станции, но будет на белорусской. По такому проекту уже построены АЭС в Китае (она признана самой безопасной в мире), в Ленинградской области, такая же строится в Калининграде.


Главные действующие лица


Древний город Островец на севере Гродненской области встречает выкрашенными в разные цвета малоэтажными домиками. Однако стоит отъехать пару километров от центральной площади, как попадаешь на огромную стройплощадку. Не дожидаясь, когда будут окончательно подписаны все документы о строительстве АЭС и Россия предоставит необходимое финансирование, здесь полным ходом ведут подготовительные работы. На окраине Островца растут два микрорайона для строителей АЭС и ее персонала. Возведены мощная строительная база, железнодорожная ветка. Действует информационный центр будущей АЭС.


Километрах в двадцати от Островца находится строительный городок — несколько десятков новеньких бытовок, помеченных табличками «столовая», «офисы». Главные действующие лица — мастера и прорабы, шоферы, трактористы — сейчас работают на огромной площадке размером два квадратных километра.


— Люди втягиваются в работу, — комментирует председатель Островецкого райисполкома Адам Ковалько, — до 70 процентов рабочего времени которого так или иначе сейчас связано со строительством АЭС. — Рядом заложим большой сад с хранилищем, реконструировали в городе гостиницу, скоро начнем строить стадион.


А что сами местные жители? Как смотрят на будущее соседство с необычным объектом? Тревоги нет?


— Мы и раньше жили рядом с АЭС, Игналинская от нас всего в двух десятках километров, — отвечает учитель Ворнянской средней школы Оксана Юркойть. — Так что опасений нет. А перспективы связываем с новыми школами, предприятиями. Наши ученики уже выбирают в вузах Беларуси профессии, связанные с атомной энергетикой, другие продолжают учебу, чтобы стать строителями. Все надеются получить высокооплачиваемую интересную работу, не покидая родных мест.


Компетентно


Михаил Михадюк, заместитель министра энергетики Беларуси:


— Мы должны правильно понимать даже в свете событий в Японии, что Беларуси нужна АЭС. Страна не обладает собственными энергетическими ресурсами, поэтому альтернативы нет, несмотря на использование местных видов топлива, гидро– и ветроэнергетики, планируемое строительство генерирующего источника на бурых углях. АЭС поможет серьезно решить вопросы энергетической безопасности, позволит сдерживать рост тарифов на энергетику, а может, и снизить их. Здесь будет город белорусских атомщиков.


bibikov@sb.by


ОСТРОВЕЦ — МИНСК

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter