Белорусские аграрии обеспокоены жарой

У жары глаза велики

Можно ли хотя бы в будущем минимизировать последствия неблагоприятных погодных условий?
В ПОСЛЕДНЕЕ время большинство руководителей сельхозпредприятий и райсельхозпродов, работников агрономической службы не меньше, чем организацией уборки, обеспокоены состоянием зерновых. В первую очередь тревога вызвана жарой и дефицитом в почве влаги. В отдельных районах Гомельщины, например, посевы не видели дождя с середины мая. Это не лучшим образом сначала сказалось на формировании колоса, а потом – и урожая. 



В Бресте, например, июльская жара дважды ставила рекорды – в один из недавних дней столбик термометра немного не дотянул до 35 градусов, в другой — до 34. Некоторые сельхозпредприятия Гомельщины часть подгоревших зерновых перевели в кормовую группу. На втором плане оказались овощи, картофель, сахарная свекла и даже озимый рапс.

Неблагоприятные погодные условия, конечно, скажутся — в каждом районе по-своему — на недоборе урожая. Но, если судить по первым намолотам озимых ячменя и сурепицы на зерно, то не настолько, как дней 10—15 назад полагали некоторые аграрии-аналитики. В хозяйствах Березовского, Ивановского, Пинского районов, например, урожайность выше прошлогоднего уровня. И это при том, что в первые дни жатвы, как правило, убирают не самые лучшие участки. В некоторых районах региона получают по 35—40 и более центнеров с гектара озимого ячменя.

Да, без потерь, видимо, не обойтись. Но все — ученые-аграрии, специалисты и руководители хозяйств — очень осторожны в прогнозах. Даже в оценке ситуации в отдельных южных районах Гомельщины их ответы колеблются: недобор зерна может составить от 15 до 45 процентов.

Можно ли хотя бы в будущем минимизировать последствия неблагоприятных погодных условий? Свое слово на сей счет наука сказала давно. Но к ней прислушиваются далеко не все. В хозяйствах по-прежнему в первую очередь выполняют распоряжения местных органов власти, как это в свое время было с наращиванием посевов зернобобовых и сокращением кукурузы. Почему-то не скашивают зеленую массу там, где не может пройти кормоуборочная техника, а после первого укоса многолетние травы подкормлены только на 14 процентах площадей. Ведь даже если в ближайшие дни пройдут дожди, которые синоптики обещают, то все равно рассчитывать на богатый травостой не придется. А потом найдутся такие, кто спишет свои ляпы на небесные катаклизмы. Кстати, в прошлом году подкормка кормовых угодий велась более организованно. Выше тогда была и их отдача.

От специалистов и руководителей можно было услышать не только пессимистическую, но и оптимистическую точку зрения: в отдельных сельхозпредприятиях и даже районах Витебщины и Минщины хорошие хлеба. На некоторых участках намолоты могут даже превзойти уровень прошлого года. Так что драматизировать ситуацию не стоит. Конечный результат определит не только погода, но и соблюдение технологии производства сельхозкультур, на что, кстати, постоянно нацеливал Минсельхозпрод, а также, на каких почвах размещены зерновые. И то, как будет организована уборка хлебов.

Лучших рекомендаций получения высокого урожая пока еще не придумано. Успех в первую очередь определит, как, впрочем,  всегда, и человеческий фактор.

Говорят, у страха глаза велики. У нынешней жары, похоже, тоже. Но вместо того, чтобы во всем обвинять лишь ее, на мой взгляд, все же лучше проанализировать всю технологическую цепочку возделывания зерновых — от вспашки до жатвы. Каждый из факторов, включая, конечно, и жару, влияет на конечный результат по-своему. Но решающим, что бы кто ни говорил,  остается все же человеческий фактор. И в этом меня никто не переубедит.

zybulko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter