У "зеленых" активистов есть своя школа

Школа экологического активиста — это ежегодные образовательные семинары и тренинги, организованные общественным объединением “Экодом”. “На семинарах мы рады видеть людей, которым небезразличен окружающий мир, его состояние и охрана природы, — рассказывает менеджер образовательных программ “Экодома” Наталья Рябова, — поэтому наша главная цель — подготовить людей, которые готовы активно включиться в экологическое движение”.

Школа состоит из двух уровней. Первый — для начинающих, где даются основные экопонятия. Только пройдя его, можно попасть во второй, продвинутый уровень. Здесь появится возможность применить полученные знания на практике.
Все друзья и знакомые в курсе моей экозаинтересованности, поэтому о том, что открывается очередная Школа, я узнала в университете одной из первых. “Хм... — размышляла я, уже стоя у стенда с объявлением, — написано “для зеленых журналистов”. Интересно, это значит, для неопытных новичков-первокурсников или всё же для журналистов-экологов?” Но тут же поймала себя на мысли, что мне прекрасно удается совмещать оба эти качества, и уже вечером отправила заявку для участия в тренинге.
Через несколько дней автобус экоактивистов выехал за пределы Минска, в поселок Колодищи. Именно здесь, в усадьбе сельского типа, планировалось проводить занятия. После знакомства стало понятно, что та самая экозаинтересованность объединила на тренинге студентов минских и гродненских вузов, преподавателей экологии, биологии, математики, информатики, трудов, работников ЖКХ и даже экономистов. Меня, признаюсь, поначалу насторожила такая “разношёрстность” участников. И как мы будем учиться все вместе? Вопреки ожиданиям работать в такой группе оказалось не только легко, но полезно. К примеру, преподавателю всегда есть что рассказать, да и молодежь готова поделиться своими идеями.
Опытные тренеры — Наталья Рябова, Катерина Гончарова и Ярослав Бекиш — смогли подать информацию не сухой теорией. Они умело перемежевывали ее с практическими упражнениями, ролевыми играми, иллюстрировали яркими примерами.
Например почти каждый знает, что экономичнее принимать душ, нежели ванну. А вот про то, что положенный в сливной бачок унитаза кирпич экономит до двух литров воды, знают не многие.
Во время обеда я поняла, что едим мы экологически дружественную еду. Так “глубоко” заглядывать в тарелки научил нас отдельный образовательный блок “Экологически дружественный стиль жизни”.  По моим наблюдениям, такими же “дружественными” в Школе оказались бейджи и папки, сделанные из переработанной бумаги.
Для будущих журналистов-экологов были подготовлены специальные задания. Нам самостоятельно необходимо было предложить оригинальные способы подачи экологической информации в СМИ. А это, по-моему, у нас получилось неплохо.
После двухдневного тренинга каждый участник возвращался домой с внушительным багажом знаний, незабываемых впечатлений и новых знакомств. Но, как оказалось, самое интересное было впереди — продвинутый уровень Школы.
В кузнечную усадьбу хутора Трабутишки Поставского района были приглашены наиболее активные участники предыдущих тренингов. Стало понятно — сюда попали только самые-самые “экоодержимые”. Недельная программа была составлена очень грамотно. В образовательной части — занятия с экоактивистами Беларуси и России, беседы и практическая работа с экспертами.
Так, например, многие участники здесь впервые услышали о глубинной экологии. Упражнения с Натальей Рябовой заставили заглянуть в свой внутренний мир, понять, кто есть человек во Вселенной, а позже —  попытаться “слиться” с природой.
Очень запоминающимся стал день практических действий с экоактивистом Мариной Коровай. По программе — инвентаризация устаревших пестицидов. Честно говоря, нам мало верилось в то, что группе студентов под силу столь важное и ответственное задание. В инструкции значилось, что “обследование проводится на основании опроса населения и людей, работающих с пестицидами в данной местности”, что внимание необходимо обратить на придорожные полосы, леса, русла рек, овраги, окраины, стихийные свалки и на старые, часто заброшенные склады и хранилища. Тем не менее, зайдя за указатель “Навасёлкi”, мало представляли, что делать дальше. К счастью, население поселка с удовольствием отвечало на наши вопросы. И минут через пятнадцать, пройдя в направлении “вон туда, за деревню”, мы обнаружили несколько кирпичных зданий. Неприятный запах сразу нас насторожил, а, зайдя внутрь одного из помещений, мы поняли, что не ошиблись: перед нами склад ядохимикатов. Об этом говорили “устрашающие” названия на таре, которые многие из нас услышали впервые во время инструктажа нашего руководителя. Нас поразил тот факт, что опасный “клад” мог попасть в руки кого угодно — на складе не было абсолютно никаких замков. Страшно подумать, если бы туда забрели дети! Мы описали опасную находку, теперь дело за малым — отправить документы в специальные органы. А после была еще чистка плотины на месте старой мельницы в Томишках, уборка человеческих “подарков” в месте отдыха близ криницы.
Несколько последних дней эколагеря участники занимались разработкой собственных проектов с консультантом Сергеем Готиным. Самым масштабным и запоминающимся стал проект, предложенный преподавателем Гродненского государственного университета Ольгой Кремлёвой и ее студентками. В планах — создание Ботанического сада, с одной стороны, для учебы, и с другой — для отдыха горожан.
Кроме учебных занятий организаторы постарались хорошо и ярко организовать досуг. Были и экскурсии по окрестностям хуторов Поставского района, в национальный парк “Нарочанский”, на Голубые озера, на озеро Балдук, знаменитое своим чудовищем. Тех, кто хотел с самого утра настроиться на гармоничное сосуществование с природой, ждала терапия Ци-гун с Татьяной Петраковой. И конечно же для всех желающих открыла двери кузница усадьбы: каждый мог “подковаться” на счастье... 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter