У всех на устах

Какое питание лучше: наше или импортное?
Какое питание лучше: наше или импортное?

Если дать 10 молодым мамам полный карт-бланш в секции детского питания крупного супермаркета, то, как вы думаете, к чему первым делом протянет руку большинство? К красивым импортным баночкам и пакетам. Почему? Этот вопрос занимал экспертов всегда, а вот последние несколько месяцев он слышится и с самых высоких трибун.

«К сожалению, живуч стереотип, будто наше детское питание — второго сорта. Это, видимо, наш менталитет: ругать свое! — говорит главный детский диетолог и гастроэнтеролог Минздрава Дмитрий Мирутко. — Тогда как я ответственно утверждаю: белорусская продукция соответствует международным стандартам и совершенно не проигрывает западным аналогам ни по содержанию витаминов, ни по наличию минералов. Думаю, многие бы удивились, узнав, что львиная доля белорусского сухого молока идет на экспорт. И это высококачественное сырье, кстати говоря, закупают те самые фирмы, перед которыми преклоняется отечественный потребитель». Когда на недавней выставке «Мир детства» я задала вопрос «Чем мы хуже?» Виктору Плавскому, начальнику службы продаж «Беллакта», вместо ответа меня просто подвели к стендам, густо уставленным всевозможными кубками и дипломами, которые с самых престижных выставок предприятие привозит из года в год. Беда только, что молодые мамы на выставки не ходят, дипломов не видят, а «непатриотичный выбор» часто делают на свой страх и риск. А главное — руководствуясь красочной рекламой, до предела насыщенной словами «впервые», «лучшее» и «единственное». Здесь уж, на этикетке, мы Западу действительно проигрываем по всем статьям.

«На самом деле никто никогда и не проводил сравнительного изучения белорусского и импортного детского питания, — такова точка зрения кандидата медицинских наук доцента Людмилы Мачулиной. — Да, на всех коробках приведены данные о содержании белков, жиров, углеводов. Но глубокого качественного анализа, который хотелось бы знать педиатрам, вы нигде не увидите. Вот почему, сравнивая смеси только по потребительской информации, сложно сделать вывод, что хорошо, а что плохо».

В практике Людмилы Николаевны не раз были случаи, когда ребенку сначала давали «суперсмесь», и он не принимал ее ни в какую, а потом переводили на местную, по меркам народной молвы, совсем не «супер», — и мама с педиатром вздыхали с облегчением. Один знаменитый детский врач пошутил как–то: чем бы — грудным молоком или какой угодно искусственной смесью — ни питались малыши, среди них всегда будут и «гении», и «злодеи». Однажды Людмила Мачулина консультировала очень обеспеченную и очень любящую маму, которая за смесью для своего чада летала в Германию. Как выяснилось, совершенно напрасно: смесь была сделана по устаревшей технологии...

Почему наши производители часто проигрывают зарубежным на своем же поле? Потому что конкуренты — на рынке «матерые игроки», за ними — колоссальный опыт, за ними, наконец, бешеные деньги. Увы, белорусские предприятия пока не могут позволить себе нанять для разработки «золотого стандарта смеси» научную группу из 600 (!) человек, как это сделала известная швейцарская фирма. Или заложить в свою фиксированную, ниже некуда, цену весь рекламный «промоушн». Не поспевают и за всеми последними веяниями, поскольку те не вписываются в существующие у нас санитарные правила и нормы. Ведь производитель при всем желании не может включить в свою разработку «модный» компонент, скажем, нуклеотиды, если в СанПиНе про них ни слова, ни полслова. В результате в Минздраве только принимают решение пересмотреть СанПиН, а западные конкуренты уже далеко впереди, их новинки на слуху.

Поэтому вопрос сегодня ставится так: главенствовать должны не жесткие инструкции и не голые производственные показатели, а интересы ребенка. И кое–чему у Запада действительно приходится учиться. На смелый маркетинговый ход пошел волковысский завод — отныне «Тонусы», «Алеси» и т.д. будут раскручиваться исключительно под брэндом «Беллакт». Вот–вот поступит в продажу антирефлюксная смесь для деток с проблемами пищеварения, она еще больше дополнит ассортимент детского питания «made in Belarus». Впрочем, сам факт, что на рынке появляется очередная чудо–смесь или чудо–консервы, говорит лишь о том, что рацион самых маленьких можно было бы обогатить еще множеством биологически активных веществ. Тут, по мнению Людмилы Мачулиной, наверное, нет предела совершенству. Потому что в лучшем случае пройдут десятилетия, прежде чем человечеству удастся сделать невозможное — аналог живого грудного молока. Только оно не нуждается ни в каком «промоушне». Так что у женщины есть свое собственное «ноу–хау», чтобы ее малыш питался по последнему слову науки. Сегодня этой возможностью в полной мере пользуются 70 — 80 процентов белорусских мам (и то в первые 3 месяца жизни малыша), а могут, в этом ученые уверены, — все 95...

Справка «СБ»

В 2005 году было выпущено 2.512 т детских смесей. В каталоге продукции «Беллакта» их более 25 видов. Кроме того, три отечественных завода поставляют для детского стола 115 наименований соков и плодоовощных пюре, в том числе с добавлением творога, сливок и круп. Всего за прошлый год — более 7 млн. условных банок.

Компетентное мнение

Наталья Галькевич, главный педиатр Минздрава:

— Проблема детского питания давно известна, но до конца пока не решена. И все же дело сдвигается с места. Начинается второй этап программы «Дети Беларуси» и ее подпрограммы «Детское питание». Недавно состоялось межведомственное совещание, где были поставлены очень жесткие задачи по производству конкурентоспособного детского питания, теперь цель у заинтересованных ведомств одна — чтобы оно отвечало абсолютно всем международным требованиям.

Кстати

Вокруг детского питания, которое по определению должно быть лидером в рейтинге самой здоровой пищи, страсти в мире кипят нешуточные. Два года назад Институт цитологии РАН заявил, что в продуктах для самых маленьких порой содержатся значительные количества генномодифицированных белков. Из 15 обследованных мясных, рыбных, кондитерских изделий и продуктов детского питания тогда «проштрафились» 8. Памятен и скандал с фирмой «Remedia», которая продавала питание «Super Soya 1», где отсутствовал жизненно важный витамин В1. В результате в израильских больницах оказались около 20 детей с симптомами энцефалопатии, вызванной его дефицитом. Производителю, фирме «Humana», пришлось долго доказывать, что это был эксклюзивный продукт, сделанный чуть ли не по заказу раввинов, и что он не попал больше ни в одну страну мира.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter