«У вас проблема, руководитель. Где выход из ситуации?»

В ЧЕМ секрет успешного руководителя? Для тех, кто уже стал у руля предприятия или хозяйства, это вопрос не праздный. Как удержать корабль на плаву, как направить его на достижение новых высот, как добиться уважения у подчиненных и не обмануть их надежд, возложенных на тебя? Немудрено, что с таким количеством всевозможных «как» можно запутаться и даже потерять уверенность в себе, а это для руководителя недопустимо. Заведующая кафедрой психологии управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь кандидат психологических наук Наташа ДУБИНКО рассказала «БН», почему так важно современному руководителю быть не только мудрым начальником, но и знать азы психологии человека.

Заведующая кафедрой психологии управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь Наташа Дубинко — о секретах успешного менеджмента

В ЧЕМ секрет успешного руководителя? Для тех, кто уже стал у руля предприятия или хозяйства, это вопрос не праздный. Как удержать корабль на плаву, как направить его на достижение новых высот, как добиться уважения у подчиненных и не обмануть их надежд, возложенных на тебя? Немудрено, что с таким количеством всевозможных «как» можно запутаться и даже потерять уверенность в себе, а это для руководителя недопустимо. Заведующая кафедрой психологии управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь кандидат психологических наук Наташа ДУБИНКО рассказала «БН», почему так важно современному руководителю быть не только мудрым начальником, но и знать азы психологии человека.

— Наташа Александровна, в этом году кафедра будет отмечать уже свой 15-летний юбилей. А как все начиналось?

— Да, кафедра психологии управления в академии была образована в 1997 году — это было время, когда впервые возник вопрос о необходимости давать психологические знания нашим управленцам. Дело в том, что произошел переход от понятия «кадры» к понятию «персонал», позже — к понятию «управление человеческими ресурсами». И здесь без знания психологии не обойтись. Получилось так, что будущие руководители в большинстве своем хорошо знали экономику, юриспруденцию, но абсолютно не чувствовали ресурса своих подчиненных. И не понимали, как ими управлять, как мотивировать людей. Поэтому решение поднять — с помощью новой кафедры — на более высокий уровень гуманитарное образование наших управляющих кадров было вполне обоснованным и своевременным.

Поначалу в академии из дисциплин по этому направлению были только «Психология управления» и «Психологическая компетентность руководителя». Но наша кафедра постоянно расширяется — больше преподаем дисциплин, преподавательский состав численно растет. Так, недавно мы стали выпускать специалистов по управлению персоналом — два года назад впервые получили государственный заказ на их подготовку. И теперь каждый год выпускаем по 30—35 человек, которые в дальнейшем представляют министерства, ведомства, крупные предприятия и организации, облисполкомы и райисполкомы страны.

Сегодня у нас работают уже 11 человек профессорско-преподавательского состава. Наши слушатели учатся составлять свой психологический профиль. Мы помогаем им разобраться в себе, в том, как воспринимать себя в этом мире. Основное здесь — психодиагностика. Разработаны специальные компьютерно-тестовые методики — люди проходят тестирование, получают свой профиль, а дальше с каждым идет индивидуальная работа. Мы ориентируем слушателей по полученным результатам, находим их слабое звено, группируем по выявленной проблеме и начинаем работать. Но, замечу, не с их личными проблемами, а с профессионально-деловыми качествами.

— Насколько я смогла убедиться, дисциплины у вас не только интересны, но и актуальны. Например, психология таймменеджмента — это умение управлять временем, медиация — управление конфликтами…

— Да, эти дисциплины востребованы и на нашем факультете повышения квалификации. Ведь общение со слушателями у нас происходит не только в стенах академии. Наши выпускники после окончания вуза приглашают нас к себе на предприятия. Мы рады, что до сих поддерживаем связь со многими из них. Во время встреч они рассказывают, что после обучения у них заметно улучшились взаимоотношения с подчиненными, вышестоящим руководством, что сами они смогли стать эмоционально более устойчивыми. Все говорят: без знания психологии им пришлось бы куда тяжелее в принятии тех же оптимальных управленческих решений.

Ежегодно наша кафедра выпускает литературу, которая сопровождает учебный процесс.

— Как я узнала, в этом году планируете при кафедре открыть магистратуру по технологиям управления персоналом…

— Да, и значение ее в том, что магистратура будет давать практико-ориентированные знания. Причем один из ключевых аспектов здесь — обучить умению формировать управленческую команду. Ведь человек, который придет руководить, в первую очередь должен уметь сформировать коллектив. От правильного выбора людей в команду и зависит успех общего дела. Поступить сюда смогут не только выпускники нашей кафедры, но и все желающие, кто имеет высшее образование по любой специальности.

— Психологический ситуационный центр, тоже работающий при кафедре, востребован сегодня?

— У всех, кто обучается у нас, он вызывает интерес. Мы разработали очень интересную компьютерную программу, по которой работаем с проблемными ситуациями. Как это выглядит? Приходят руководители, им раздается материал с описанием проблемных ситуаций. Затем идет активное обсуждение, моделирование выхода из создавшегося положения. Во время такой ситуационной игры все участники делятся опытом, как они в свое время выходили из этой ситуации. Бывает, наша игра длится и шесть, и восемь, и даже двенадцать часов.

Все отмечают во время таких занятий высокий уровень приобретенных новых знаний на базе имеющегося практического опыта. Неудивительно, ведь в создании этого ситуационного моделирования приняли участие 383 человека. Это люди со всей Беларуси, представители абсолютно разных сфер деятельности — начиная от банковской системы, частного бизнеса и заканчивая резервом министров и замминистров. К тому же прорабатывались ситуации, которые настолько часто встречаются в управленческой практике, что каждый, кто принимал участие в нашей игре-моделировании, отмечал: да, именно такая же ситуация была в моей практике.

Работа в этом центре прописана в учебной программе. Эту методику мы применяем на 14 специальностях. Отзывы на нее — только положительные.

— Наташа Александровна, как автор идеи, расскажите, насколько популярны подобные центры в других вузах страны или даже в других странах.

— Ничего подобного в других вузах Беларуси нет. Сейчас идет работа над тем, чтобы получить регистрацию компьютерной программы, так как ее хотят приобрести многие министерства и ведомства нашей страны. Я являюсь членом американского общества психологов и поэтому ежегодно бываю в Америке на различных конференциях. На этих встречах вижу, насколько во всем мире актуальны такие центры.

К слову, на высоком уровне развита такая подготовка в Москве. Но то, что есть за рубежом, не всегда подходит нам. Ведь каждая страна имеет свою структуру в области государственного управления, свои особенности в экономических подходах. Есть различия и в психологических подходах к человеку. Например, если в Японии это человекоцентрированный подход, то в Америке — капиталоцентрированный. А мы находим что-то свое. Например, когда в Америке я делюсь наработками нашей кафедры — каким образом мы осуществляем подбор людей в рамках резерва руководящих кадров, — это вызывает у коллег неподдельный интерес.

Яна МИЦКЕВИЧ и Павел ЧУЙКО (фото), «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter