У того получается,кто старается

Как потребкооперации заработать миллиард? Съездите к Максиму Сумару и спросите…

Как потребкооперации заработать миллиард? Съездите к Максиму Сумару и спросите…

Сегодня у наших хозяйственников, руководителей промышленных и прочих предприятий есть две возможные линии, назовем их так, поведения. Можно работать чуть ли не до седьмого пота, обеспечивать выпуск востребованной продукции и, естественно, финансовое и социальное благополучие коллектива. Можно… делать вид, что работаешь, выискивая и придумывая «объективные» трудности (изношенность фондов, отсутствие оборотных средств, непомерные налоги и т.д.), которыми так удобно свое бездействие и некомпетентность прикрывать. Последние, судя даже по стремительно уменьшающемуся числу убыточных предприятий в стране, — натура уходящая. В очередной пятилетке, которую мы начали, их «таланты» вряд ли будут востребованы.

И речь наша, стало быть, о тех, кто «из сил и из всех сухожилий» тянет, особого внимания на хулу и похвалу не обращая, нелегкий свой воз. Такими талантами и настоящими мужиками страна, слава Богу, не оскудела. И вот тому самый что ни на есть конкретный пример.

Чистая прибыль этой организации составила в прошлом году один миллиард двести девятнадцать миллионов рублей. Великолепный, где-то даже фантастический результат, если иметь в виду, что его обеспечили всего-то 1676 работников. Можно, в принципе, взять калькулятор и подсчитать, сколько этой самой чистой прибыли в общую копилку внес каждый член коллектива. Но и так ясно, что очень много. А может, предвижу контраргумент скептиков, это какой-то разовый всплеск – год удачно сложился, звезды благоприятствовали? Посыл неверный. Потому что, например, семь последних лет здесь работают с неизменной прибылью. И если в далеком уже 1999 году она была равна 153 миллионам, то два последних года этот показатель выше миллиарда.

Интрига, некий элемент невероятности, здесь в том, что речь идет о работе райпо – одного из структурных подразделений потребительской кооперации республики, которая подвергается зачастую жесточайшей, но всегда обоснованной критике как раз за неразворотливость, неумение организовать эффективную работу в конкурентной среде, удовлетворить потребности покупателя, прежде всего сельского.

Все это имеет место быть. Но не в Лунинецком райпо, о котором, собственно, и речь. Потому что здешние кооператоры не только работают с высоким результатом – раз. Потому что свой сегмент рынка, а это 70 процентов на селе и 64,6 процента в самом городе, не только удержали и расширяют в жесткой борьбе с конкурентами и коммерсантами, но и предпринимают такие шаги, которые последним и не снились, – два. Позвольте в качестве иллюстрации к сказанному вот такой пример.

Как-то так повелось: чем крупнее город, тем хуже и провинциальнее в нем выглядит именно кооперативный магазин. В Лунинце – наоборот. Колбасных изделий – 170 наименований, 270 – цельномолочной продукции, 70 – полуфабрикатов, 48 – соков… Шесть тысяч наименований товара всего – от буханки обычного черного хлеба до экзотических каперсов, которые успешно продаются. И месячный товарооборот магазина, начиненного самым современным холодильным и другим оборудованием, составляет 300 миллионов рублей.

Получается, что успешный председатель правления райпо Максим Сумар и его коллеги чуть ли не бога за бороду схватили? Схватили, но не всевышнего, конечно, а то главное, самое сильное звено, которое и обеспечило успех. Если конкретно, то отдачу приносят те 4 миллиарда 700 миллионов рублей, которые только в прошлом году были вложены в развитие материально-технической базы торговли. Это значит, что сегодня сельский магазин райпо отличается от городской торговой точки только количеством завозимого товара, а никак не ассортиментом. После того, как практически во всех, даже тех магазинах, что расположены в малонаселенных деревнях, установлено новейшее холодильное оборудование. И не просто банальный холодильник или морозильник, приткнутый где-то в подсобке, а витрины, в которых весь товар как на ладони – подходи, прикидывай, покупай. Плюс самообслуживание. Этот, в принципе, нехитрый, особых затрат не требующий и хорошо в прошлом веке известный метод торговли, суть которого в том, чтобы обеспечить покупателю прямой доступ к товарам, дает сегодня от 25 до 60 процентов роста товарооборота. И поэтому уже в январе, полурабочем в силу праздничных причин месяце, товарооборот по райпо достиг пяти миллиардов рублей, что дало плюс 15 процентов к уровню прошлого года. Будем спорить, что хорошее начало — уже половина дела?

Вполне возможно, что прочитает кто-то эти заметки и спросит прямо в лоб: «Миллиард — это хорошо, а где ж его взять?» Как где? Заработать, господа! По рублику, по миллиончику, которые не за один, конечно, год, но в искомые суммы и должны сложиться. Как заработать? Съездите к Максиму Сумару и (помните, что предлагал недавно Президент страны в Елизове директорам стекольных заводов?) спросите, как это сделать. Максим Андреевич, думаю, ответит.

И еще. Потребкооперация страны в целом получила в прошлом году где-то двенадцать миллиардов рублей прибыли. Лунинецкое райпо заработало одну двенадцатую часть этой суммы. Всех райпо у нас больше ста. Давайте представим, как изменится качество жизни потребителя, сельского в первую очередь, если все они станут работать без убытков.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter