У телевизора с Владимиром Янковским

«Три программы, которые меня взволновали»

Леонид Нечаев — одно из самых ярких явлений в белорусском кино 

фото белта.

В дни новогодних каникул неизбежно будут показывать по всем каналам сказки, снятые Леонидом Нечаевым на «Беларусьфильме»: уже в понедельник на «Беларусь 3» стартует марафон его детских фильмов со «Сказки о Звездном мальчике» (15.40). На мой взгляд, 17 лет сотрудничества нашей студии с этим режиссером оставили самый заметный след в истории белорусского кино. 
Нечаев снимал детские фильмы с невероятной фантазией и изобретательностью, страна ими справедливо гордится. 
Работал с Нечаевым на студии в одно время: он на студии игрового кино, я в мультцехе. К сожалению, лично мы не успели пообщаться. Его картину «Приключения Буратино» я любил больше других, все песенки из этого фильма знал наизусть. Понимаете, в то время мало снимали детских фильмов. И нечаевские сказки были нашей единственной отдушиной. Как видим, они ею до сих пор и остаются. Вот что парадоксально.

Феномен ВИА 

С какой симпатией отношусь к старому советскому кино, с такой же отчужденностью и непониманием наблюдаю за ретроконцертами вокально‑инструментальных ансамблей той эпохи. Во вторник на «Культуре» из «Крокус Сити Холла» покажут запись концерта «Стас Намин и группа «Цветы» (22.25). Для меня как для меломана полувековая популярность ансамбля «Цветы» остается загадкой. Я рос на высококлассной джазовой музыке и роке — «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Лед Зеппелин» и всегда находился по отношению к нашим ВИА в антагонизме. Стас Намин и сладкие песни вроде «Колыбельной», «Старого рояля», «Мы желаем счастья вам» у меня и людей моего круга вызывали улыбку, они были для нас второстепенны. Но эти ВИА по‑прежнему гастролируют, звучат с экранов телевизоров, что не может не удивлять, конечно, как некий феномен. 

Другое дело — «Песняры» 

На канале «Беларусь 3» в воскресенье в 16.20 покажут фильм Владимира Орлова «Песняр. Сердцем и думами». Могу вам сказать, что «Песняры» — это то единственное, что грело и восхищало мою меломанскую душу. Когда у них вышел первый альбом с хитами «Александрына», «Ты мне вясною прыснiлася», «Ой, рана на Iвана» и другими, я, хорошо помню, отдыхал в пионерском лагере. 1971 год. Мне 10 лет. В этом лагере кроме нас, белорусов, были дети мигрантов из Франции, Бельгии, Германии — заезд был посвящен 40‑летию пионерии. Так вот под эту пластинку мы зажигали на дискотеках нашим интернациональным составом не по‑детски. «Песняры» — фантастический этап в истории нашей страны, та группа, которая вернула интерес к белорусскому языку и культуре. 
Их музыка — настоящее искусство, авангардный фолк‑рок с потрясающими аранжировками, с включением народных инструментов, без всякого подражания, что‑то самобытное, без раздражающей стилистики полуэстрадных ВИА. 
И все это сделал великий человек — Владимир Мулявин. С ним у меня была трогательная встреча незадолго до его смерти. Он пришел ко мне немножко поникший эмоционально. У него была какая‑то внутренняя депрессия. Я это чувствовал. И говорит: «Вот, мол, хочу увековечить на видео ерунду, которую написал». Я запротестовал: «Как ерунду? У вас же потрясающие песни, самое лучшее, что у нас есть!» Он спрашивает робко: «Так на какие песни вы готовы снять мне два клипа?» Я предложил «Александрыну» и «Касiў Ясь канюшыну». Мулявин согласился. Я даже начал сценарии писать к видео, но, к сожалению, его трагическая смерть помешала нашим планам… 

viki@sb.by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter