Листаем ТВ-программу с драматургом Алексеем Дударевым

У телевизора с драматургом Алексеем Дударевым

Думаю, каждый белорус с интересом посмотрит во вторник на телеканале «Беларусь 3» документальный фильм «Лазер Алферова» о нашем выдающемся ученом, лауреате Нобелевской премии Жоресе Алферове, к сожалению, недавно ушедшем из жизни. Такие титаны оставляют большой след в сердцах людей. А мне как драматургу тоже есть о чем подумать, глядя эту ленту. Я помню советский спор физиков и лириков в 60‑е годы. Честно говоря, он всегда мне казался каким‑то надуманным и натужным. Таким, знаете, эстетским пустозвонством... По‑моему, настоящий физик должен быть в своей работе лириком, чтобы испытывать вдохновение, а лирик — физиком, чтобы с холодным и проницательным расчетом находить нужные рифмы. Где они сегодня, эти советские физики и лирики. Кто победил в этом споре? По‑моему, какая‑то третья сила. 


В этот же день в цикле «Легенды музыки» выйдет выпуск, посвященный ВИА «Песняры»... И снова все перевернется в моей душе. С Владимиром Мулявиным был знаком лично, поэтому мне сложно оценивать его личность и относиться к нему как к великому человеку без этого знания. Любой художник в своем творчестве немного иной, чем в реальной повседневной жизни. Мулявин — масштабная фигура в нашей музыкальной культуре. Поэт, музыкант и, в самом высоком смысле этого слова, художник. После его ухода в нашей музыке осталась брешь, которую никто и никогда не заполнит. Что Владимир Георгиевич нового внес в нашу народную музыку? Он переодел ее из лаптей в модные стильные сапожки, сохранив при этом дух и первозданность. Для меня, сколько бы клонов и последователей «Песняров» ни появлялось сегодня, настоящие «Песняры» связаны только с его именем. Никто из последователей Мулявина на должном человеческом и профессиональном уровнях его дело не продолжил. 

Сразу два документальных очерка на телеканале «Беларусь 3» посвящены выдающимся советским актерам — Георгию Жженову (10 апреля, «Последний день. Георгий Жженов») и Юрию Яковлеву (13 апреля, «Юрий Яковлев. Последний из могикан»). С Жженовым судьба не свела, а вот Юрий Яковлев в конце 80‑х годов прошлого века начинал в театре им. Вахтангова по инициативе Михаила Александровича Ульянова репетировать роль Пифагора в моей пьесе «Свалка». Жаль, что потом у театра изменились планы, и премьера не состоялась. Его Ипполит из комедии Эльдара Рязанова — всем известный хрестоматийный образ. Дарование Жженова и Яковлева уникально и бесспорно, но мне по духу ближе Георгий Жженов. Я люблю актеров, которые не играют, а проживают на сцене или на экране. Когда фильм «Ошибка резидента» вышел на экраны, а произошло это еще до появления «Семнадцати мгновений весны», он стал событием. Герой Жженова там не предатель и не злодей, а просто запутавшийся человек. 

На канале «Россия — Культура» 11 апреля в цикле «XX век» покажут фильм об удивительном актере Николае Трофимове из Большого драматического театра Георгия Товстоногова. Он, кстати, однажды звонил мне домой с предложением поставить пьесу «Рядовые». И позже в БДТ появился пронзительный одноименный спектакль, в котором играли Кирилл Лавров, Андрей Толубеев и другие артисты. Сам Трофимов в нем, к сожалению, не играл, но я всегда следил за этим актером, удивляясь тому, какую штучную труппу в свое время удалось собрать Товстоногову. Слабых артистов там просто не было. С Кириллом Лавровым мы дружили, много общались по линии наших театральных союзов. Однажды посмотрели вместе какой‑то западный спектакль и Кирилла Юрьевича спросили после просмотра: «Как вам?» — «Не понравилось», — ответил он. «Вы просто отстали!» — выпалил ему журналист. «Я отстал, но догонять будете вы», — мгновенно парировал Лавров. Теперь эту фразу сам часто повторяю после просмотра многих современных спектаклей. 

...Вижу, что самым широким образом празднуют на телеканалах юбилей певицы Аллы Пугачевой. Когда я еще студентом услышал ее в первый раз, подумал: «Как же здорово!» Это было классно сделано, просто по‑актерски. Я почувствовал, что у нее большое будущее. Сейчас мне сложно о ней судить. На мой взгляд, должны оставаться вещи, из которых не стоит делать шоу, — твое призвание, любовь, отношения с детьми и родителями... Да много чего. Есть много сфер, куда не стоит пускать журналистов. Алла Борисовна зачем‑то пустила. Я не хочу это оценивать. Она великая артистка. И я с удовольствием в эти дни вспомню и послушаю ее ранние песни «Посидим, поокаем» или «Все могут короли». 

pepel@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter