Я историк, много лет исследую историю символов, наград, геральдики, флаговедения. Знаю, над кем развевался тот или другой флаг... Ловлю себя на двоякой мысли: «С одной стороны, хорошо, что мой отец-фронтовик, который после ранения отстраивал вместе с друзьями-фронтовиками из Будиловки разбомбленный в войну Минск, не видит этого. Разве за такие флаги и гербы они сражались на фронтах Великой Отечественной войны и в партизанских отрядах?»
С другой стороны: «Отец, твои друзья-однополчане, как вас не хватает сейчас, чтобы, как в 1941 году, встать на защиту Родины»…
Я историк и социолог, вглядываюсь в толпы идущих: кто в этих рядах? И опять два чувства. Одно радостно-обнадеживающее: среди идущих не видно трудяг, с мозолистыми руками мужчин и женщин сормовских заводов начала XX века и шествия к царской резиденции 9 января 1905 года, нет и героев романа «Мать» Максима Горького.
Вывод однозначный: у этих не выгорит!
Но вот другое чувство гложет меня: идет молодежь — старшеклассники, студенты и кому едва за тридцать — нарядные, веселые, с крутыми смартфонами. Делают селфи, снимают видео, веселятся. А с флагами как обращаются? Обмотаются, обкрутятся ими. Для них бело-красно-белый флаг не символ, за который умирают, а тряпка, которую можно застелить на мокрую скамейку в сквере. Открытая веранда «Макдоналдса» на Немиге. За столиком два юноши и две девушки сидят на бело-красно-белых флагах с бокалами пива в руках — такие вот сегодняшние Веры Засулич, Софьи Перовские и Николаи Кибальчичи, Павлики Корчагины. Я спросил у них: «Знаете, кто это такие?» В ответ острое молчание, потом хихиканье.
Вывод однозначный: у них не выгорит!..
Вспоминаю свое деревенское детство. Школа, помощь родителям по хозяйству, в свободное время лапта, футбол, волейбол, другие детские забавы, книги, зачитанные и перечитанные, речка. А с первых дней сентября до заморозков вперед «на бульбу» на колхозные поля или камни на волокуши скидывать с полей. В воскресенье бульба на своем огороде, летом — сенокос. А на заработанные гроши купишь книгу... и маме подарок к 8 Марта.
Может, и сейчас «на бульбу!» школьникам и студентам? Как раз пора подходящая…
Школа позади. Призывной возраст. Жмемся в трусах в коридоре военкомата. Что скажет медкомиссия? Не дай бог не пропустят в армию по болезни. Стыдно в деревню возвращаться — проводов в армию не будет. «Дзяўчаты» засмеют.
Все ли идущие шествием хлопцы так думают сейчас?..
Часто можно услышать упреки оппозиции Президенту в нестандартном поведении при борьбе с коронавирусом. А я с марта по август 2020 года прожил в Беларуси и благодарен Александру Григорьевичу за такую смелую позицию. Все москвичи, сидевшие в квартирах на карантине, мне завидовали. Уместен здесь вопрос к оппозиции внутренней и внешней: где тогда ваша отеческая и материнская забота о гражданах Беларуси? Ведь коронавирус не дремлет. Может, первым призывом должно было быть: «Наденьте маски, перчатки, соблюдайте социальную дистанцию в 1,5 метра и разойдитесь по домам»...
В июле я уезжал из своей Будиловки в радостном настроении. Мы открыли памятник односельчанам, погибшим в годы войн за Отечество. 106 фамилий выбито на четырех гранитных плитах. Пожертвования шли от уроженцев и выходцев Будиловки из США, Риги, Казани, Алтая, Перми, Москвы, Гродно, Молодечно, Минска, помогло руководство и организации Докшицкого района. Сделали это толокой.
Шествие — не толока, это толкотня. Толока всегда собиралась для нужных, добрых, созидательных дел!
Посмотрите на свою малую родину, гуляющие с бело-красно-белыми флагами «по улицам Минска и других городов революционеры». Во всех ли ваших деревнях, откуда родом вы, ваши родители, стоят памятники вашим предкам — участникам войн? Может, самое время развернуть свои колонны, пока не поздно, из центра Минска в Уручье, Зеленый Луг, на Брест, Могилев, Гомель и малые деревни, поселки, городки. На свою малую родину, чтобы свершить малые добрые дела. Отложив смартфоны и флаги, взяв в руки грабли, лопаты, косы.
А вечером почитайте Достоевского Федора Михайловича, ну, хотя бы для начала «Бесы»…