О фобиях настоящих и мнимых

У страха глаза велики

Еще стоят перед глазами памятные кадры аварийной посадки самолета в кукурузном поле, неподалеку от аэропорта «Жуковский». Спустя месяц новостные ленты снова набрасывают ужастик, на этот раз из Барнаула, где очередной лайнер жестко приземляется, искрятся стойки шасси, на борту царит паника, людей эвакуируют. С пузырьком валерианы за происходящим наблюдает одна из участниц нашей рубрики: прогресс, по ее мнению, на нервную систему действует губительно. Ее оппонентка призывает держать голову в холоде и не поддаваться страстям, нагнетаемым в информпространстве.



Любопытно, как справляется со своими фобиями наш строгий, но справедливый рефери. И кому он отдаст победу в этом споре?

Ой, боюсь, боюсь, боюсь

Виктория ПОПОВА
К списку фобий, описанных в медицинской литературе, я бы добавила на этой неделе кукофобию, или боязнь обращаться в турфирмы. Авторитетнейший британский оператор «Томас Кук» с безупречной полуторавековой историей кинул сотни тысяч туристов в аэропортах и отелях без каких-либо средств к существованию и четких инструкций, как действовать в подобных ситуациях. У меня в голове не укладывается, Людмила, что в современном мире с его цифровизацией и правовыми институтами вот так безнаказанно на произвол судьбы в одночасье можно бросить полмиллиона клиентов, и с фирмы как с гуся вода: принесли свои извинения за доставленные неудобства. Наверняка ведь путешественники, внося оплату за тур, подписывали с компанией какие-то договоры о правах и обязанностях сторон, но никакие джентльменские соглашения не работают в нашем мире, гарантий нет. И как тут не бояться? Всю неделю холодный оскал турфирм преследует меня по ночам, спать не могу — ведь деньги за следующий тур уже внесла, и немалые. А вот состоится ли сделка — большой вопрос, если на дно уходят такие титаны, как этот самый «Кук». 

«Страх заставляет людей размышлять»

(Аристотель).

И что теперь делать? Как быть? И лететь хочется, и страшно, что самолет приземлится в кукурузе или с горящими шасси на взлетном поле. Или не приземлится вовсе… Вы же видите, как крупные авиакомпании крутят-вертят покупкой и продажей самолетов, об управлении которыми пилоты имеют самые приблизительные представления. Сколько фактов некомпетентности пилотов или инженерных ошибок вскрывается всякий раз после очередной авиакатастрофы. Казалось бы, современные видеотренажеры должны обучать пилотов их профессии в сто раз лучше, чем прежде, когда тренировались летать на палке и резинках. Но нет. Выясняется, что машины разбаловали современных пилотов окончательно, и сейчас мало кто из них в ручном режиме самолет может приземлить. А если один случайно с такой задачей справится, ему сразу же орден героя дадут. То есть на сегодняшний день, если ты просто умеешь нормально, по-человечески выполнять свою работу, это нечто выдающееся. Вот чего мы добились. 

Стремительно развивающиеся технологи, кажется, заводят нас в тупик. «Из-за парниковых выбросов белые медведи голодают», — напоминает 16-летняя школьница из Швеции с высокой трибуны, и весь мир ей аплодирует. А мне опять страшно: мы на пороге экологической катастрофы, пластиковые пакеты, как выяснилось, удушают планету, и если срочно от них не отказаться, то можно попасть под атаки экологических экстремистов в соцсетях, где параллельно с ними орудуют другие не менее агрессивные сообщества. О своих предпочтениях в еде, например, сегодня тоже лучше помалкивать: страшно разгневать или оскорбить кого-то своими взглядом, мнением, оценкой — немедленно «прилетит» от одухотворенных товарищей. С некоторой тревогой я наблюдаю за тем, как лидеры мнений под влиянием общественности меняют собственные взгляды три раза на день. Они страшатся не угадать с трендом — вот еще любопытная фобия, которую нам подкинули соцсети: страх говорить то, что думаешь.

Об онкофобии уж и вспоминать не стоит. Несколько дней подряд знакомые и незнакомые люди спрашивают у меня, что я думаю о несчастье Анастасии Заворотнюк. А я вам честно скажу, Людмила: за всю неделю не открыла ни одной ссылки о ее болезни — боюсь, не могу читать и верить в то, что это происходит с молодыми цветущими людьми. Опять же происходит здесь и сейчас, когда медики каждый день рассказывают о новых достижениях в медицине и о том, что наука не стоит на месте. Но обезопасить себя от страшного диагноза не в силах никто — ни богатый, ни бедный. Все перед раком равны. Вот и все технологии. 

А вы и дальше продолжайте считать перечисленные мною здесь фобии надуманными. Еще 10 лет назад науке было известно не более 300 фобий, а сегодня их число перевалило за 1.000. И я уверена, что завтрашний день будет подбрасывать нам все больше и больше поводов для беспокойств. Как говорил футуролог и провидец Тоффлер, «гаджетов появляется все больше, но жить благодаря им легче не становится». Скорее наоборот. 

vikli@sb.by 

Включим голову

Людмила ГАБАСОВА 
Виктория, моя позиция такая. Вместе с техническим прогрессом и крутыми новинками человечеству подарена куча фобий, страхов и комплексов. И если раньше люди боялись темноты, высоты, змей и замкнутого пространства, то сейчас обмирают от ужаса, как бы не оставить дома телефон или не оказаться без интернета хотя бы на час-два. Это уже не только те страхи, что роднят нас с животными. Не то чувство ужаса, которое, как прежде считалось, возникает исключительно в экстремальных ситуациях и при неблагоприятных условиях. Нет. Мы сами создаем мир, где подсознательно и иррационально ищем, чего бы еще убояться. 

Проблема не в технологиях, которые подводят, проблема в нашей хлипкой психике и страсти к обобщениям. Вы вот, я так поняла, уже всерьез подумываете над тем, чтобы вовсе отказаться от самолетов? А ведь, по статистике, это самый безопасный транспорт. Следом идут железнодорожный и водный. Тогда как автомобили — наиболее опасное средство передвижения во всех без исключения странах. По подсчетам ICAO (Международная организация гражданской авиации — учреждение ООН), на миллион вылетов приходится одна катастрофа. Для сравнения: только в Беларуси и только за прошлый год на дорогах погибли 550 человек… Чувствуете разницу? Но мы же живем в плену картинки: вокруг любого авиа-ЧП СМИ нагнетают атмосферу, а ДТП со смертельным исходом проходит так, через запятую (если, конечно, нет суперкошмарных подробностей). Потому что каждый день. Потому что уже, увы, обыденность. Мой вывод, коллега: боимся абсолютно не того! Ну а акулы, спрашивается, чем человечеству так уж насолили? От их нападений погибает гораздо меньше людей, чем от падения кокосов. Но разве кто обходит за версту кокосовые пальмы? Картинка не та, нервы не щекочет… 

«В этом мире всегда есть опасность для тех, кто ее боится»

(Бернард Шоу).

Слово «фобия» стало настолько тошнотворно гламурное! Женский глянец любит про это писать — про ануптафобию (боязнь не создать семью) и пеладофобию (боязнь лысин), про иррациональный страх перед сном, влюбленностью, числами 666, 13 и пятницей 13-го. А как срочно нужен совет от психолога клерку, смертельно боящемуся пропустить звонок от шефа! Некоторые прямо культивируют это в себе, упиваются своей острой чего-то непереносимостью. Скажем, есть у меня приятельница, которая яростно ненавидит рыбу, лошадей, грибы (в том числе, собственно, тихую охоту), шоколад, кинотеатры, готовку и далее по списку. Слушаю ее порой — и чувствую, как уже у меня внутри поднимает голову фобия. На нее саму. 

Истерическая онкофобия вокруг ситуации с Анастасией Заворотнюк — вообще за гранью. Конечно, гораздо проще вопить: «Скоро все заболеют и умрут от рака!», проклинать ЭКО и позднюю беременность, чем принять простые факты. Что онкологическая заболеваемость растет по всему миру, но смертность-то идет на убыль. Что злокачественные опухоли — беда преимущественно пожилого возраста, стало быть, расплата за то, что человек живет все дольше. Что болезни знаменитостей всегда на слуху, оттого и затмевают статистику десятков тысяч излечившихся. Что мы еще очень далеки от окончательной победы над раком, но гораздо ближе, нежели еще 30 лет назад. И что, в конце концов, просто недостойно здорового человека впадать в панику, когда другой отчаянно борется за жизнь.

В общем, я предлагаю прочистить мозги. Ясно, что корни многих фобий идут из детства — так с этим же можно разобраться при помощи психотерапевта. Другие же страхи — продукты окружающей нас культуры, которые тоже можно анализировать и рационально себе объяснить. В наше время психоаналитиков, психологических тренингов и курсов личностного роста грех носить в себе этот булькающий котел. А то скоро начнем падать в обморок от собственной тени.

gabasova@sb.by

Брейк!

Признаю безоговорочную победу Людмилы, ведь прогресс не виноват, что мы не всегда готовы правильно распорядиться его плодами. Человечество вечно ударяется в крайности: то начинает бурно менять природу под себя, осушая болота и поворачивая реки, то вдруг ужасается содеянному и столь же ретиво принимается спасать планету. Так и с информационными технологиями, которые якобы виноваты в наших страхах. Виктория считает, что многие знания несут нам многие печали, поэтому лучше зарыть голову в песок и вовсе не знать, по каким принципам летают самолеты и как развивалась ситуация вокруг банкротства «Томаса Кука». Эта обывательская позиция давно известна: мол, меньше знаешь — крепче спишь. На самом деле информированность сделала нас гораздо более защищенными от разных напастей, просто надо разбираться, откуда черпать полезную информацию.

Ведь c цифровыми технологиями случилось то же самое, что с возможностями влиять на окружающую среду: люди бросились использовать их бездумно и широко, как жадные дети, дорвавшиеся до коробки конфет. Вот и наплодили сами себе источников новостей, после которых охота забиться под одеяло и никогда не выходить из дома. А за этими новостями чаще всего стоит банальный маркетинг, охота за трафиком и рекламными деньгами. Если это понимать, то отказа от современных технологий никогда не произойдет, просто мы начнем более придирчиво, разборчиво, скрупулезно просеивать информацию, а не впитывать все подряд, подвергая нагрузке свою хлипкую, как верно сказала Габасова, психику.

Роман РУДЬ. 

rud@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter