Как открывали современный комплекс Минского железнодорожного вокзала: разговор с архитектором

У станции все путем

Новое здание Минского железнодорожного вокзала распахнуло свои двери в канун нового тысячелетия — 30 декабря 2000 года. Площадь современного комплекса, который мы видим сегодня, — почти 36 тысяч квадратных метров. Каждые сутки здесь приобретают билеты более 30 тысяч пассажиров. Ежедневно со станции Минск-Пассажирский отправляется более 160 поездов, такое же количество составов прибывает. Для жителей и гостей города создан качественно новый уровень сервиса и комфорта.

Современный вокзал станции Минск-Пассажирский отвечает всем европейским стандартам. Визитная карточка города и всей страны имеет свой неповторимый и узнаваемый шарм. Но судьба вокзала, который считается одним из самых красивых в СНГ, была непростой. 

Внешний облик современного высокотехнологичного здания яркий и запоминающийся.
 
За свою историю здание не раз меняло облик. Большой урон ему нанесла Великая Отечественная война — немецкие войска при отступлении сожгли вокзал, остались только голые стены. Здание, которое восстановили в 1949 году, верно прослужило пассажирам вплоть до 1991 года, пока не пошло под снос из-за аварийного состояния…

Первых пассажиров новый железнодорожный вокзал принял 30 декабря 2000 года. Во время торжественного открытия Александр Лукашенко поздравил железнодорожников и строителей со знаменательным событием. Президент подчеркнул: строительство вокзала — часть глобальной стратегии превращения Минска в типичный европейский город. Он также обратил внимание, что реализация подобных проектов красноречиво говорит об экономическом здоровье государства.

Старый вокзал снесли, занялись возведением нового современного здания.

Хранитель истории Владимир Григорович 40 лет своей жизни посвятил работе на станции Минск-Пассажирский. 26 лет он трудился в должности начальника вокзала. Владимир Александрович отчетливо помнит день торжественного открытия нового здания станции: 

— Почетных гостей в тот день встречал лозунг «В новый век — с новым вокзалом!», который напечатали на большой растяжке. Открытие здания стало очень масштабным и важным событием в жизни города и всей страны. Почему? Признаться честно, сегодняшним разнообразием услуг старый вокзал не располагал. В его залах было тесно и душно, а конструкция здания с годами стала аварийной. Не было больших фойе, просторных залов с билетными кассами, комнат отдыха повышенной комфортности, бильярда, парикмахерской. Подкрепиться можно было только в одном небольшом буфете.

Владимир Григорович уверен: любые перемены на станции Минск-Пассажирский — во благо пассажирам.

Площадь комплекса — почти 36 000 квадратных метров.

Старый вокзал снесли, занялись возведением нового современного здания. Проект разработали наши специалисты — в архитектурном конкурсе, который состоял из трех этапов, победила работа архитекторов Михаила Виноградова и Виктора Крамаренко. К слову, именно эти знаменитые архитекторы — авторы здания Национальной библиотеки и многих других знаковых объектов. 

С открытия здания прошло много лет, а вокзал до сих пор выглядит как новый.
 
При разработке строительного проекта главного корпуса железнодорожного вокзала архитекторы учли множество ключевых моментов. Во-первых, внешний облик современного высокотехнологичного здания должен быть ярким и запоминающимся, ведь знаковое сооружение — лицо города. Во-вторых, у проектировщиков стояла задача грамотно «вписать» новое здание в уже сформировавшуюся градостроительную композицию Привокзальной площади — новый корпус должен гармонично смотреться рядом с архитектурой классического периода, не противоречить ей. В-третьих, планировка здания должна быть максимально удобной для больших потоков пассажиров.

Дважды лауреат Государственной премии, академик Международной академии архитектуры, а с недавних пор и заслуженный архитектор Беларуси Виктор Крамаренко
вспоминает историю создания нового и самого большого железнодорожного комплекса в стране:

— Для связи сложившейся после войны застройки и нового современного вокзала мы использовали несколько приемов. Один из них — зеркальные витражи фасада, в которых отражается архитектурный комплекс «Ворота Минска». Решили остеклить здание: находясь внутри, пассажиры могут четко просматривать Привокзальную площадь, улицу Кирова. 

Виктор Крамаренко листает архивные снимки и отмечает еще несколько важных деталей:

— Мы учли, что главный фасад здания находится на северной стороне, фактически не освещается солнцем. Проблему решили с помощью фонарей верхнего света — это прозрачные конструкции, которые позволяют солнечным лучам проникать сверху в помещения. Таким образом, солнце стало пробиваться через кровлю: освещать интерьеры и главный фасад.

Ежедневно со станции отправляется более 160 поездов, такое же количество составов прибывает.

К слову, такую конструкцию и технологию в стране использовали впервые. Как и многое другое. Например, установили систему напольного отопления, чтобы отказаться от сотен радиаторов на стенах. Материалы для отделки вокзала тоже в то время были нетипичными. Так, фасады здания облицованы серым гранитом с испанского месторождения Бранко-Баррокал, стеклянные витражи — французские, в немецких алюминиевых переплетах. Использовались нержавеющая сталь, металлокерамика, качественное прочное стекло. 
Каждые сутки на станции Минск-Пассажирский приобретают билеты более 30 000 пассажиров.

Виктор Крамаренко:

— Применили долговечные монументальные материалы, и не зря. Такая качественная отделка десятилетиями не нуждается в ремонте. С открытия здания прошло много лет, а вокзал выглядит как новый. Радует пассажиров не только красотой, но и повышенной комфортностью. И дело не только в просторных фойе, комфортных залах ожидания, зонах отдыха и уютных кафе — мы позаботились и о привокзальной территории. Предложили построить подземный уровень и предусмотрели развитие вокзала на перспективу.

В возведении вокзального комплекса участвовало более 50 строительных организаций во главе с генподрядчиком — концерном «Минскстрой». По сей день на станции Минск-Пассажирский работают конкорс и сеть подземных переходов, которые связывают вокзал с посадочными платформами, Центральным автовокзалом, станцией метро «Площадь Ленина». С каждым годом Минск растет и развивается, от ритма мегаполиса не отстает и вокзал. В век технологий центральная железнодорожная станция страны постоянно совершенствуется. Как именно, рассказал ее начальник Виктор Низохин:

— Здание вокзала — это 7 этажей, из которых 4 наземных и 3 подземных. Только 5 из них доступны пассажирам, остальные — технические. Безопасность и удобство пассажиров сегодня обеспечивают инновационные инженерно-технические системы здания. Их управление и контроль — круглосуточная задача собственного инженерного центра. Широко развита инфраструктура обслуживания пассажиров, этому способствуют современные возможности комплекса. 

Витражи позволяют солнцу пробиваться внутрь здания и освещать его интерьеры.

Виктор Низохин акцентирует внимание: станция Минск-Пассажирский постоянно совершенствуется. Недавно заменены эскалаторы, а кассовые залы оборудованы системой кондиционирования воздуха. Также создаются комфортные условия для людей с ограниченными физическими возможностями. Станция готовится и к II Европейским играм, ведь знакомство с нашей страной многие участники и туристы начнут именно с вокзала. Сейчас здесь идет масштабная подготовка.

С каждым годом город растет и развивается, от ритма мегаполиса не отстает и вокзал.

Как театр начинается с вешалки, так город — с вокзала. «Визитка» Минска в ее современном виде оставляет жителям и гостям неизгладимые впечатления, а также служит прекрасным поводом еще раз вернуться в нашу страну.

Такая качественная отделка десятилетиями не нуждается в ремонте.

ypopko@sb.by

Фото Виталия Пивоварчика, Дениса Малышица, из архива станции Минск-Пассажирский, из личного архива архитектора Виктора Крамаренко.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter