Надо ли запретить бчб-символику

У символов — своя история и судьба

Запрещать нельзя разрешить… Где поставить запятую в этом предложении — одна из самых актуальных тем в нашем обществе сейчас. Речь, конечно, о бчб-символике. Мнения бытуют самые разные. Граждане ждут сессию Парламента, чтобы от депутатов услышать окончательный вердикт. А между тем наша ситуация не такая уж и уникальная. Есть чему поучиться, а где-то и учесть негативный опыт.

Альтернативные варианты национальных гербов, флагов и гимнов существуют в разных странах. В каждом случае за этим стоит своя большая история, как правило, с целой серией конфликтов и споров. Немало и примеров так называемой конфликтной символики, одно появление которой в публичном месте может привести к перепалке, а то и потасовке. Нет единого алгоритма поведения власти в данном случае. Каждое государство выбирает свой путь. Исключение составляет только нацистская символика. Практически по всей планете ее использование запрещено в той или иной форме. По отношению к остальной конфликтной символике можно выделить несколько уровней реакции. В некоторых странах ее попросту стараются не замечать. Еще один вариант — ограничение касается наиболее потенциально острых ситуаций и мест. Например, существует очень длинный перечень знамен, символов, кричалок, запрещенных к использованию на футбольных аренах. Есть и опыт очень строгих запретов, вплоть до уголовной ответственности. Впрочем, хватит общих слов, давайте перейдем к конкретным страновым кейсам, если пользоваться современным деловым языком.

Дело привычки

Всем известные символы Франции — триколор и гимн «Марсельеза» — приживались далеко не сразу и далеко не просто. Они появились в ходе Великой французской революции в конце XVIII века. Времена были лихие, кровь лилась рекой. Бескомпромиссным революционерам-санкюлотам противостояли роялисты, то есть сторонники сохранения монархии.
У них был свой флаг — белое полотнище с лилией, а также гимн, прославлявший короля Генриха IV, основателя династии французских Бурбонов. И на протяжении почти четверти века, не только во времена Первой французской республики, но и при правлении императора Наполеона, за одно их использование можно было угодить в тюрьму, отправиться на каторгу, а то и лишиться жизни, взойдя на гильотину.
В итоге триколор и «Марсельеза» стали настолько привычны, так вошли в обиход, что даже недолгая реставрация Бурбонов не смогла подорвать их авторитет.

Бурная французская история XIX века знала еще несколько революций, которые сопровождались определенными корректировками национальных символов, пусть и незначительными. В результате долгих десятилетий обильного кровопускания и попеременного запрета то одного, то другого флага наступило примирение. И сейчас старые знамена Бурбонов воспринимаются как некий знак давней эпохи, не более того.

Флаг Конфедерации

Известное полотнище, которое принято называть флагом Конфедерации, созданной южными штатами США в 1861 году, не совсем соответствует этому званию. На самом деле это боевое знамя армии Северной Вирджинии. Ею командовал легендарный генерал южан Роберт Ли. Именно его штандарт избрали белые жители южных штатов после поражения в Гражданской войне для символического обозначения собственной идентичности. Долгое время власти относились к нему достаточно терпимо. Знамя с косым крестом в центре прочно вошло в американскую массовую культуру, для многих стало отличительной чертой нонкомформизма, инаковости. Более того, его признали официально. Оно развевалось во многих южных штатах на государственных зданиях рядом с флагом США и конкретного штата. Лишь афроамериканцы время от времени подавали голос протеста, напоминая о том, что южане в той войне сражались за сохранение рабства. Но их возражения до поры до времени тонули в хоре национального примирения и исторического консенсуса.

6 января Капитолий штурмовали в том числе и под таким вот стилизованным флагом конфедератов...

Эта благостная картина изменилась в XXI веке.
Флаг дикси (обиходное название южных штатов) поначалу признали неполиткорректным, а затем начали настоящую борьбу с ним. После недолгой дискуссии в судебном порядке принудили снять с Капитолия Южной Каролины. Дальше — больше. Появление политика рядом с этим символом в итоге стало означать для него гражданскую смерть и конец карьеры.
Любопытно, что поход против конфедератского флага возглавили демократы, чья партия изначально создавалась как раз теми самыми южанами, бывшими рабовладельцами. Но времена меняются, а с ними и политические интересы. После стрельбы в Чарльстоне в 2015 году использование конфедератского штандарта стало даже опасно для жизни. Неолибералы и борцы за права афроамериканцев ведут себя крайне агрессивно. С пьедестала летят памятники отцам-основателям США, что уж тут говорить о каком-то флаге! Официального запрета по всем штатам нет. Но общественный накал вокруг этого символа создан такой, что от чиновников конкретного города, даже шерифа, судьи, зависит, как власти посмотрят на такое выражение самоидентичности и ответную реакцию соседей или прохожих.

Осколок рейха

Ситуация вокруг бывшего официального флага Германской империи — одна из самых известных коллизий, связанных с конфликтной символикой. Именно на этот прецедент ссылался Игорь Марзалюк на страницах «СБ», проводя аналогии с тем, что происходит у нас с бчб-флагом.

У немцев своя длинная история определения национальных цветов знамени. Это связано с тем тяжелым путем, который нация прошла к объединению разрозненных королевств, княжеств, герцогств и вольных городов в единое государство. Но с 1892 года на официальном уровне был признан черно-бело-красный флаг, бывший до того времени торговым. Именно под этим знаменем немецкие солдаты шли в бой в Первую мировую войну. Затем, после революции 1918 года, Веймарская республика приняла в качестве государственного всем нам известный флаг, сохраняющий этот статус и в наши дни.
А вот Гитлер, придя к власти, на два года вернул старое кайзеровское знамя.
Для нацистов это был знак возвращения имперской мощи, преемственности между двумя рейхами — вторым и третьим. Но уже в 1935 году партийная символика стала и государственной.

Соответственно, после войны в ФРГ вплоть до наших дней черно-бело-красный флаг считается несколько токсичным. Он стал атрибутом людей, партий и группировок, придерживающихся националистической и неонацистской идеологии. Среди немецких ультраправых старый кайзеровский флаг популярен, поскольку использовать откровенно нацистскую символику нет вообще никакой возможности. И здесь есть одна занимательная подробность. Дело в том, что в годы гитлеровского правления черно-бело-красные цвета использовались многими деятелями Сопротивления. Особенно распространены они были среди оппозиционного офицерства. То есть у тех самых людей, кто готовил и осуществлял попытку переворота 20 июля 1944 года. А они признаны в современной Германии национальными героями. Тем не менее для государства важнее оказался общий контекст символа, а не отдельные детали, связанные с ним.

Сотрудничавшие с нацистами под бчб-знаменем навсегда замарали этот символ...

Долгое время официального запрета на использование кайзеровского флага не было. Политика или общественного деятеля, появившегося с ним в публичном месте, подвергали общественному порицанию. А сам флаг могла конфисковать полиция.
Но в августе прошлого года случился известный штурм Рейхстага протестующими ковид-диссидентами. Бурю возмущения в обществе вызвало именно использование штандарта старого рейха. А вскоре последовала и реакция властей.
Поначалу на земельном уровне. Германия, как и США, федеративное государство. И первый шаг сделало правительство Бремена. Оно решило штрафовать на 1000 евро любого, кто в общественном месте поднимет черно-бело-красное полотнище. Очевидно, стоит ожидать схожих решений и в других субъектах федерации.

Как видно из приведенных примеров, отношение к неоднозначной символике может меняться со временем. Естественно, никто не хочет провоцировать дополнительные конфликты в обществе. Но степень жесткости властей определяется конкретной политической ситуацией. В моменты обострения общественных противоречий вводятся более суровые запреты. Но главное даже не это, а социальная атмосфера, отношение общества. Именно они и определяют в итоге решение государства.

Вадим Гигин,  кандидат исторических наук, доцент.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter