У Шклова привлекательный возраст

Официально считается, что Шклову — 476 лет...

Официально считается, что Шклову — 476 лет. Отсчет его истории ведется от первого письменного упоминания о городе, датированного 1535 годом. Однако уже сейчас можно почти со стопроцентной вероятностью утверждать: город гораздо старше. Подтверждение тому — находки могилевских археологов, работавших летом в Старом Шклове. Так называется место, где располагался город до пожара 1668 года.


Это — в пяти километрах от райцентра.


По словам заведующего кафедрой археологии и специальных исторических дисциплин Могилевского государственного университета Игоря Марзалюка, археологический сезон–2011 был особенно урожайным. Лишь фрагментов керамики археологи «подняли» свыше 60 тысяч. Ученые обнаружили 3 неизвестных доселе поселения и одно городище. Все эти населенные пункты находились поблизости друг от друга, составляя почти единое целое. И жизнь там кипела начиная с V века нашей эры. Расцвет же пришелся на VI — VII века. Потом следы деятельности людей почему–то пропадают — на несколько столетий. И появляются уже в X веке.


Археологи установили, что в то время на месте Старого Шклова существовал посад — неукрепленные городские кварталы, в которых жили торговцы и ремесленники. Здесь работали металлурги — найдены следы варки металла. Не исключено, что в будущем году перед учеными откроется плавильная мастерская — место, где из железной руды изготавливали необходимые в быту вещи.


Специалистов порадовала еще одна уникальная находка — нательная иконка из серебра, отлично сохранившаяся до наших дней. Археологи утверждают, что ничего подобного раньше на территории Беларуси обнаружено не было. Похоже, что образок носил кто–то из знати — простой люд не мог позволить себе такую роскошь. На иконке изображена Богородица, держащая на руках младенца Иисуса. У каждого в руке — по цветку. Игорь Марзалюк, изучив иконографику, пришел к выводу, что эта икона — православная. Повторяет собой образ, известный как «Матерь Божья Одигитрия «Неувядаемый цвет». Скорее всего, в Шклове существовала церковь, в которой находилась подобная икона. Ее и взял для образца неизвестный мастер. Факт необычный. Ведь самая ранняя белорусская икона, о которой известно науке, датируется первой половиной XVII века. Оказывается, значительно раньше на территории нашей страны не только знали о библейских сюжетах, но и изображали их в византийских традициях.


А вот, казалось бы, совсем мелочь — металлический обломок, похожий на чешую. Что в нем ценного? Но Игорь Александрович так не считает. Оказывается, это кусочек перстня, упавшего с женской руки: на нем выгравирована птица Гамаюн. Судя по размеру, совсем миниатюрные пальчики были у владелицы украшения, которое, по версии ученого, может оказаться весьма непростым. Похоже, что кольцо, напоминающее почерк византийских мастеров, было сделано в конце XV столетия. Возможно, привез его, а потом продал местной моднице какой–нибудь купец. Но право на существование, по мнению Игоря Марзалюка, имеет и другая версия, хотя и кажется она пока фантастической. Известно, что земли вокруг Шклова когда–то были владением канцлера Великого княжества Литовского Альбрехта Гаштольда. Среди предков его супруги были византийские принцессы. А вдруг кому–то из них и принадлежал когда–то перстень, частичку которого нашли археологи?


О том, что Шклов в эпоху Средневековья был административным центром, свидетельствует найденная в земле печать Гаштольда. Не золотая и не серебряная — не та, что держал в руках один из наиболее влиятельных государственных мужей ВКЛ. Скорее всего, ею от имени своего господина штамповал хозяйственные документы какой–то чиновник.


Среди находок также нательный крестик первой половины XI века — самый древний, обнаруженный на территории Могилевщины. Есть еще металлическая застежка от книги, такая же накладка на обложку Евангелия. Игорь Марзалюк подводит итог археологическим изысканиям:


— Раньше считалось, что Старый Шклов был ничем не примечательным городищем. Но сейчас становится понятно: роль города в истории Беларуси недооценена. Судя по всему, это был достаточно крупный духовный, культурный и административный центр. Хотя укрепленная часть и небольшая, вокруг немало населенных пунктов. Пока мы их считаем поселениями. Но вполне вероятно, что окажутся они посадами — частями города, вынесенными за крепостные стены. Кстати, названия их характерны: Гончарный Вал, Дегтярный Вал, Булатники. Поэтому не исключаю: Шклов может оказаться не только гораздо старше, чем было принято считать, но и значительно больше. Пока это предположение. Подтвердить либо опровергнуть его смогут следующие археологические раскопки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter