У семи детей… отец без дома?

Кто  спекулирует  на  обязательстве  государства  перед стариками

Кто  спекулирует  на  обязательстве  государства  перед стариками

Когда я приехала в Логойский район, на приеме у заместителя председателя райисполкома Галины Драгуновой был инвалид войны. Пожилой человек жаловался на невнимание к нему детей и сетовал на то, что даже пол в его доме вымыть некому. От предложения встать на платное социальное обслуживание (пенсия у ветерана хорошая, а оплата за месяц не составит и десяти тысяч) мужчина отказался со словами: «Так это же платить надо!» 

Беседа эта, невольным свидетелем которой я стала, полностью совпала по теме с письмом, позвавшим меня в командировку. Письмо, набранное на компьютере и присланное в редакцию по факсу, изобиловало страшными подробностями нелегкой жизни бывшего партизана, инвалида войны, многодетного отца, всю жизнь проработавшего в колхозе. «Дом, построенный в 1964 году, ни разу не ремонтировался. Одна из стен прогнила и образовалась дыра на улицу, прохудилась крыша, сгнили рамы и двери, пришел в негодность пол, развалились печь и колодец около дома, нет радиоточки… — читала я. — Дети помочь мне не могут, поскольку все они – пожилые и исключительно больные люди. А исполком уклоняется от своих обязанностей, не желая брать на себя заботу о восьмидесятилетнем ветеране». 

… Дом Вячеслава Дарвоеда в деревне Староганцевичская Слобода и в самом деле не отличался ухоженностью: старый серый сруб, даже не покрашенный. То, что он не ремонтировался с момента постройки, бросалось в глаза. Правда, вряд ли в этом можно винить какие бы то ни было власти – уж, скорее, самого хозяина, который, конечно же, не всегда был старым и немощным. 

Нас с представителями исполкома и работниками социальной службы встретил сам ветеран с супругой. Представители местных властей здесь бывают нередко. Да и Вячеслав Иосифович хорошо знает работников территориального центра социального обслуживания населения. 

Кстати, он даже состоит в центре на платном надомном обслуживании. Ни к одиноким, ни к одиноко проживающим Вячеслав Дарвоед не относится, пенсию получает практически максимальную, так что вдвоем с женой они платят по 8960 рублей в месяц за то, что дважды в неделю к ним приходит социальный работник помогать по хозяйству. 

Претензии, изложенные в письме, пенсионер повторил мне еще раз. Правда, оказалось, что многие жалобы уже безнадежно устарели. К примеру, печь в доме Дарвоеда новая, причем сложили ее хозяину совершенно бесплатно, но он все равно находит повод для недовольства: печка, мол, при разжигании слегка дымит, старая была лучше. Уже около года гниет в сарае и штакетник для забора, выделенный сельсоветом. Один из сыновей давно предлагал отцу забор подправить, но пенсионер отказывается: новый штакетник ему не нравится. 

Поскольку по техническим причинам проводную радиосеть вести в деревню нерентабельно, ветерану бесплатно был выдан УКВ-приемник, который, кстати, ему тоже пришелся не по душе: говорит, у него еще один есть, гораздо лучший. А новый конек на крышу приладил один из сыновей, который проживает в этой же деревне. Он же отремонтировал и колодец. 

Так что из всех проблем, изложенных в письме, осталась одна, хотя и самая глобальная – прогнившая стена дома. Для ее решения Логойский райисполком готов выделить пять кубометров леса. Единственное, что время сейчас неподходящее для ремонта. Да и нет уверенности у руководства района, что лес этот не ляжет мертвым грузом рядом с выделенным раньше пенсионеру штакетником. 

 В чем же проблема? Почему семеро сыновей и дочерей, а также двадцать внуков не могут отремонтировать отцу и деду дом? Почему пенсионер предпочитает рассылать письма по всевозможным инстанциям, пытаясь, и, надо сказать, небезуспешно, заставить местные власти  взять на себя обязанности, которые как по юридическим, так и по чисто человеческим законам должны выполнять родные и близкие ему люди? Ведь, собравшись такой толокой, запросто можно не только старый дом отремонтировать, но и новый поставить. 

По словам пенсионера, дети наведываются к отцу изредка, и то только за грибами. Максимум, что могут сделать, – помочь в огороде или саду. Между тем дети все неплохо устроены. Старшие живут в Минске, Борисове и Быховском районе. Младшие – в одной деревне с отцом. И возраст последних не такой уж пожилой, как говорилось в письме, – сорок и сорок шесть лет. 

Скорей всего, черная кошка пробежала между детьми и отцом, когда после смерти жены Вячеслав Иосифович отказался перебираться к дочерям и сыновьям в город, а предпочел жениться повторно. Хотя у Дарвоеда своя точка зрения на происходящее: 

— У детей свои проблемы, — говорит он. – И вообще, дети здесь ни при чем. Должна же власть позаботиться о старом человеке! 

Почему Логойский райисполком должен брать на себя ответственность за человека, о котором и так есть кому позаботиться, пенсионер не объясняет. И, вероятно, упускает из виду, что в Беларуси живут тысячи одиноких стариков, у которых нет вообще никаких родственников. Еще тысячи пенсионеров получают минимальную пенсию, и они тоже нуждаются в социальной помощи. А есть еще инвалиды, молодые и многодетные семьи, матери-одиночки… Множество людей, которым без поддержки общества попросту не обойтись. Но, если прямо, случай с Дарвоедом совсем не тот. 

К сожалению, сегодня многие и молодые, и пожилые люди начинают свято верить в то, что именно у местной власти не только можно, но и нужно просить и даже требовать льгот, благ, материальной помощи, перекладывая тем самым на нее ответственность за себя и своих близких. 

Между тем стоит только обернуться по сторонам, присмотреться – и найдешь тысячи примеров, когда люди, не уповая на помощь извне, сами строят свою жизнь. Недалеко от Логойска, в Силичах, живет пенсионерка Елена Мельникова. Она родила и вырастила восьмерых детей. Каждые выходные у нее гостят дети и внуки, а по праздникам в родительском доме собирается вся большая семья, чтобы не только отдохнуть, но и помочь матери и бабушке на ее приусадебном участке и в доме. Я не любительница прописных истин, но в этом случае так и хочется вспомнить про то, что каждый из нас сам творец своего счастья и что есть время разбрасывать камни и время их собирать… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter