У сельской торговли покупатель всегда неправ

ПРОСРОЧЕННЫЕ колбасные изделия, фарш, мороженое, конфеты, печенье и пряники — всего 19 наименований продовольственных товаров на 773 тысячи рублей. А в довершение всего — неверные сведения о режиме работы на вывеске магазина. Таков неоптимистичный итог проверки Комитетом государственного контроля всего одного магазина потребкооперации в Копыльском районе.

Кроме Комитета государственного контроля, в потребкооперации навести порядок, похоже, некому...

ПРОСРОЧЕННЫЕ колбасные изделия, фарш, мороженое, конфеты, печенье и пряники — всего 19 наименований продовольственных товаров на 773 тысячи рублей. А в довершение всего — неверные сведения о режиме работы на вывеске магазина. Таков неоптимистичный итог проверки Комитетом государственного контроля всего одного магазина потребкооперации в Копыльском районе.

Еще один пример: в универсаме Ивацевичского райпо во время проверки забраковано 11 наименований майонезов и соусов со сроком годности, истекшим более 70 дней назад. В другом магазине этого же райпо — овощное детское питание, срок годности которого истек за 75 (!) дней до проверки. Третий торговый объект — и снова нарушение: на этот раз по кассе выявлены излишки денежных средств в размере 29 тысяч рублей.

Как рассказала корреспонденту «БН» начальник управления госторгинспекции КГК Республики Беларусь Галина Жданович, самые распространенные нарушения — отсутствие необходимой и достоверной информации о реализуемых товарах, а также нарушения санитарных правил и норм (в 22 процентах случаев), несоблюдение утвержденных ассортиментных перечней товаров (28 процентов). Лидирует же в этом отрицательном рейтинге несоблюдение требований по качеству реализуемых товаров, включая продажу товаров с истекшими сроками годности или хранения — их выявили в каждом втором проверенном магазине.

Вообще, нарушения действующего законодательства выявляются при каждой проверке. К примеру: проверено девять торговых объектов Кормянского райпо, и буквально в каждом у представителей КГК возникли вопросы к работникам. В пяти — отсутствие необходимой маркировки на расфасованных товарах, нарушения при оформлении ценников, в двух — реализация просроченных товаров и другие.

Конечно, к ответственным за нарушения применяются взыскания. Только за первый квартал нынешнего года при проверке 49 торговых объектов потребкооперации запрещена реализация некачественных товаров на более чем 7 миллионов рублей, 66 работников торговли потребкооперации привлечены к административной ответственности, сумма штрафов составила 7,6 миллиона рублей, 71 человек привлечен к дисциплинарной ответственности.

Однако, несмотря на постоянное внимание власти и контролирующих органов, ситуация в потребкооперации существенно не меняется. Можно предположить, что свою отрицательную роль играет отсутствие здоровой конкуренции среди сельской торговли. Чего греха таить: сельский покупатель пока еще не столь прихотлив, как городской, не всегда готов отстаивать свои права как потребителя, да и где-то, может, не особенно задумывается об этих правах.

Ему, сельчанину, сложнее, чем городскому жителю: он, к примеру, не может, как горожанин, выбрать себе магазин, что называется, «по вкусу». Приходится довольствоваться тем, что есть. На это и рассчитывают нерадивые работники потребкооперации, даже не утруждаясь не то что сделать сервис современнее и привлекательнее — просто банально следовать требованиям законодательства.

Срабатывает и человеческий фактор: как пожаловаться на некачественное обслуживание в магазине, если торгует в нем односельчанка, твоя соседка? Сделаешь запись в книгу замечаний и предложений — наживешь кровного врага.

Не результат ли этого — снижение объемов продаж? По сравнению с январем—апрелем 2011 года в магазинах потребкооперации на 5—15 процентов «упали» объемы продаж фруктов, мяса, кондитерских изделий, масла растительного, соков, сахара, отдельных видов круп, алкогольных изделий, а также холодильников, морозильников и строительных материалов. А наибольшее снижение объемов пришлось на овощи (78 процентов к аналогичному периоду прошлого года), рыбу (77 процентов), а также телевизоры (75 процентов).

Вполне вероятно, что даже несмотря на меньшее в сравнении с городом количество торговых объектов, сельчане все-таки находят возможность реже посещать неподходящие им магазины. Кто-то переметнулся к частнику, кто-то предпочитает отовариваться в райцентре или поручать покупки родственникам-горожанам, часто навещающим родную деревню.

Проблема качества торгового обслуживания на селе далеко не нова. Однако, как показывает опыт, одного контроля со стороны государства для ее разрешения недостаточно. Требовательность покупателя вполне может стать тем толчком, который, пускай со временем, но изменит отношение к делу работников потребкооперации. Поэтому сельскому жителю нелишним будет знать о своих правах потребителя и напоминать, при необходимости, о них продавцам. А если потребуется — и посредством письменных обращений. В противном случае рискуете накормить своего ребенка детским питанием, которое нужно было выбросить еще два месяца назад.

Юлия БОЛЬШАКОВА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter