У самого дальнего моря

О первом авианосце Китая

Новое партийное руководство Китая пообещало народу в ближайшие годы стать крупной военно–морской державой.


Сказано — и практически сразу же сделано. По меньшей мере первые шаги налицо. Пару месяцев назад Китай обзавелся первым авианосцем «Ляонин». Ну и что, что «Ляонин» (названный в честь провинции, где проходил переоснащение) — это бывший советский «Варяг», купленный у Украины по цене ненамного дороже металлолома (вначале его планировали использовать в качестве плавающего казино в Макао, но потом передумали). Восстановленный и тщательно доработанный, он вполне работоспособен. За ним, говорят китайские военачальники, последуют другие — страна намерена создать полноценный стратегический флот, способный не только охранять свои берега, но и приближаться к чужим — как бы далеко они ни находились. Новый истребитель «Цзянь–15», который будет базироваться на авианосцах, способен нести противокорабельные ракеты, ракеты классов «воздух — воздух» и «воздух — поверхность» и высокоточные бомбы.


На военно–морскую тему в Китае сейчас настоящий ажиотаж — забыт рэпер Псай с его «ганхам–стилем»: молодые китайцы в городах и весях устраивают флешмобы, поодиночке и группами имитируя движения военных моряков, ассистирующих посадке самолета–истребителя на палубу корабля. Такая посадка (первая в китайской истории) — главная новость последних дней, главный предмет для гордости нации, а теперь еще и большая мода. Событие застало врасплох не только китайский народ (для которого новость оказалась радостной), но и международных военных аналитиков: большинство из них не знали, что Китай владеет технологиями приземления самолетов на авианосцы (здесь хорошо умеют хранить свои секреты). Аналитики полагают, что в течение двух лет Китай сможет запускать ракеты с ядерными боеголовками с подводных лодок.


С посадкой истребителя на крейсер — почти как с полетом первого китайца в космос: не важно, что в мире это делают давно и успешно, важно, что в Китае это впервые. Правда, как и в случае с космическим запуском, раздаются голоса скептиков (исключительно зарубежных), отмечающих удивительное сходство героического самолета–истребителя «Цзянь–15» с его аналогами — российским Су–33 и американским F–15. В Китае таких скептиков клеймят и говорят о техническом прорыве и новых успехах своих военных инженеров.


Приземление истребителя на авианосец произошло в то время, когда азиатские соседи Китая не на шутку встревожены его растущими «военными амбициями». А ведь в Азии немало неразрешенных территориальных диспутов с участием Китая: с Японией относительно островов Дяоюйдао, с Вьетнамом, Филиппинами и другими относительно островов в Южно–Китайском море. Морские соседи выражают озабоченность, США обвиняют Китай в «неконструктивном подходе». Китай требует от США невмешательства и заявляет об исконной принадлежности земель (богатых, между прочим, углеводородами) ему. Вряд ли это случайное совпадение, что в зарубежных паспортах нового образца карта Китая включает в себя все спорные территории. В ответ Индия, у которой с Китаем тоже пограничный спор в отношении двух районов в Гималаях, штампует свои визы в китайские паспорта печатью, на которой спорные территории обозначены как индийские.


Бюджет китайского оборонного ведомства за последние шесть лет удвоился, в этом году он превысил 107 млрд. долларов США. И хотя Китай занимает второе место в мире по расходам на оборону, он значительно отстает от лидера — Соединенных Штатов. Более того, на обеспечение внутренней безопасности Китай тратит больше, чем на поддержание внешней.


Для того чтобы стать великой военно–морской державой, Китаю потребуется еще немало усилий и денег. «Ляонин», по всей видимости, недолго будет единственным китайским авианосцем, но, скорее всего, останется тренировочной базой (что соответствует и официальным заявлениям министерства обороны). Чтобы иметь полноценный военный флот, способный выполнять стратегические задачи по всему миру, нужно обучить тысячи военных моряков. А начинать ведь приходится практически с нуля — мировой опыт в этом вопросе можно только разведывать, но вряд ли перенимать напрямую. Но первый — возможно, самый важный — шаг уже сделан...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter