У российских инвалидов есть надежда на лучшее

В конце марта для подписания и ратификации была открыта Конвенция о правах инвалидов, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН. Сегодня специальное «инвалидное» законодательство есть лишь в 45 странах мира. В России проблемы людей с ограниченными возможностями необычайно остры: отечественное законодательство не может обеспечить им равных с остальными россиянами прав. О том, почему у нас до сих пор существует дискриминация инвалидов и как изменится их жизнь, если Россия подпишет конвенцию, «СВ» рассказал уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир ЛУКИН.

– Владимир Петрович, почему возникла необходимость в специальной конвенции для инвалидов?
– По данным ООН, порядка 10% населения нашей планеты – инвалиды, и их число постоянно растет. В то же время антидискриминационное законодательство существует лишь в 45 странах мира. Такая ситуация сложилась потому, что многие думают: права инвалидов уже гарантированы Всеобщей декларацией прав человека. Однако в большинстве стран мира люди с ограниченными возможностями по-прежнему наиболее уязвимы и составляют 20% неимущего населения Земли.
В ряде государств безработица среди них достигает 80%, права женщин с ограниченными возможностями игнорируются и по половому признаку, и по инвалидности, а в развивающихся странах 90% таких детей не ходят в школу. Действующие международные стандарты о защите инвалидов не имеют обязательной юридической силы. Поэтому в 2002 году начались переговоры о заключении Конвенции о правах инвалидов. В конце 2006 года ее проект был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН. В его разработке участвовала и российская делегация.
– Каковы его основные принципы?
– Документ не закрепляет за инвалидами принципиально новых прав,  скорее формулирует их, учитывая специфику положения людей с ограниченными возможностями. Главное, что конвенция должна им обеспечить, – неотъемлемое право на жизнь, образование, трудоустройство, реабилитацию и подготовку к трудовой деятельности, здравоохранение, свободу передвижения, участие в политической жизни. Гарантировать доступ к правосудию, достижениям современных технологий, личную неприкосновенность, уважение достоинства, свободу от злоупотреблений и эксплуатации, равенство мужчин и женщин, уважение способностей детей-инвалидов и их права сохранять свою индивидуальность.
– Соответствует ли этим принципам положение инвалидов в России?
–  У нас их права закреплены федеральным законодательством, но в Конституции отдельно не оговариваются. К тому же государство не спешит узаконить за ними равные с другими гражданами возможности их реализовать. Поэтому более 13 млн российских инвалидов, включая 700 тыс. детей, лишены должной социальной защиты и заботы. Лишь в 3-5% случаев удается восстановить трудоспособность и устранить ограничения жизнедеятельности у этой категории россиян. И только 15% инвалидов трудоспособного возраста занимаются профессиональной деятельностью. Причина сложившейся ситуации кроется в разрыве между провозглашаемой государственной политикой и ее реализацией. Практически каждому нашему инвалиду сложно найти работу, получить образование, бесплатную квалифицированную медицинскую помощь, даже передвигаться по городу!
Их положение улучшится, если Россия подпишет и ратифицирует Конвенцию о правах инвалидов, поскольку будет обязана включить заложенные в ней юридические обязательства в национальное законодательство, учитывать интересы таких граждан при разработке новых законов. Это потребует много времени, сил и средств, и конвенция это признает.
Большинство положений будет претворяться в жизнь исходя из  возможностей каждой страны. Конечно, ожидать, что все проблемы сразу будут решены, не приходится, но в любом случае их станет гораздо меньше.
– Россия собирается подписать и ратифицировать этот документ?
– Надеюсь, Россия окажется в числе государств, которые не будут откладывать это в долгий ящик. Принятие закона о ратификации международных договоров – функция Федерального Собрания РФ. Уполномоченный по правам человека может только вносить свои предложения. Я решил этим воспользоваться и направил Президенту Российской Федерации обращение с предложением ускорить процесс подписания и ратификации конвенции.
Кроме того, МИД России направил официальные тексты конвенции и Факультативного протокола к ней в Минздравсоцразвития России – головное ведомство в области защиты прав инвалидов – с предложением провести углубленную оценку соответствия российского законодательства положениям конвенции и дать заключение о  целесообразности ее ратификации Россией. Если Минздравсоцразвития решит внести соответствующее предложение в Правительство Российской Федерации, МИД готов положительно отреагировать на эту инициативу и согласовать проекты необходимых документов.
– Кто и как будет контролировать выполнение конвенции?
– Она предусматривает создание комитета по правам инвалидов, в состав которого войдут 12 независимых экспертов из числа кандидатур, предложенных государствами – участниками конвенции. В обязанности комитета будет входить международный мониторинг соблюдения конвенции  по докладам государств-участников.
Надеюсь, что Правительство РФ сформирует независимый механизм контроля  с участием представителей гражданского общества и инвалидов в том числе. Уполномоченный по правам человека в РФ и его рабочий аппарат также будут активно работать в этом направлении.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter