У России только два союзника – труба и газ

Нефтегазовый спор славян между собою Если верить телевизору, то Минск стал для Москвы «неродным». Смотришь очередные новости и недоумеваешь: Беларусь – союзник России или нет? Казалось бы, о чем тут говорить! У России и Беларуси опыт многовекового братства – мы единый славянский народ. Нашему Союзному государству скоро будет десять лет. Граждане наших стран за эти годы не стали чужими. По всем аналитическим данным, стремление воссоздать единое государство не уменьшилось. Общие тарифы, документы и границы – это удобно!

Но странная закономерность. Как только подходят сроки принятия конституционного акта, между Москвой и Минском вдруг возникает скандал. Едва приближается подходящий момент для более тесной интеграции – на поверхность всплывает очередная «неразрешимая» проблема. Холодный ветерок в сторону Минска никак не стихает, а временами резко усиливается. В чем же дело?..
Видимо, неким влиятельным политическим силам в России очень не хочется реального объединения с Беларусью. Они видят нашу страну энергетическим придатком Запада, и всякий льготный потребитель газа – прямой убыток их карману. Накануне 10-летия Союзного государства «Газпром» объявил Минску о почти трехкратном повышении цены на газ с 2007 года. Вот так подарочек к юбилею!
В итоге этой «странной газовой войны» отдельные нефтегазовые корпорации и некоторые физические лица победили. Но оба государства проиграли.
Однако политически Беларусь явно выиграла от конфликта. Россия, напротив, окончательно испортила свою репутацию надежного энергетического партнера для Европы. Брюссель, еще раз убедившись в непредсказуемости Москвы, затеял бурный роман с Минском. Да и Беларусь уже вполне готова  переориентировать свои экономические связи на Евросоюз. Из общего объема экспорта республики сегодня на долю России приходится 34,5%, остальных стран СНГ – 8,9%, стран ЕС – 45,9%, остальных стран – 10,7%. Получается, что своим нефтегазовым прагматизмом Россия сама постоянно отталкивает еще оставшиеся страны-союзники. Ведь решение белорусской проблемы (и всех подобных конфликтов – с Украиной, Азербайджаном и далее везде) уже давно лежит не в газовой, а в политической плоскости. Москва должна сама принципиально определиться – нужны ей союзники или нет.
Пока окончательное политическое решение еще не принято, но массированная телевизионная пропаганда уже начинает приносить свои отравленные плоды.  Россия правильно сделала, что прекратила подачу энергоносителей Беларуси, гласят данные недавнего опроса ВЦИОМ: 71% россиян полагают, что жесткая позиция, занятая руководством России в ходе белорусского нефтегазового кризиса, в общем, соответствует национальным интересам.
Интересами «Газпрома» причину конфликта с Минском объясняют 23% опрошенных, а 61% россиян считают, что национальные интересы либо преобладают, либо совпадают с интересами монополии. Но не следует путать интересы Государства как общественного целого с интересами пусть самой крупной и формально государственной Корпорации. А стремление акционеров «Газпрома» заполучить в собственность газотранспортные сети Беларуси не надо выдавать за стратегическую линию России. И представлять как нефтегазовый спор славян между собою.
Понятно, что обладание экспортной трубой на территории транзитных государств резко повысит капитализацию газового концерна. Именно в этом нехитром действии и заключается главный сюжет нефтегазового российско-белорусского конфликта. Недаром информированный П.П. Бородин, госсекретарь Союзного государства, заявил в интервью:
«А спор-то как был, так и остался чисто корпоративным – нашей «Транснефти» с соответствующей организацией в Минске».
Надо трезво отдавать себе отчет, что одностороннее повышение цен для стран-соседей ставит крест на всех пророссийских планах  региональной интеграции. И не только  в  рамках  Союзного  государства  Россия – Беларусь.  Но  и  для  ЕврАзЭС, куда вместе с Москвой и Минском входят Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Совершенно непонятно, для каких надобностей вообще создавалось ЕврАзЭС?! Ведь главной целью этого образования было объявлено создание Таможенного союза. А также наднационального органа, который бы регулировал единые тарифы для всех участников. Для России такая форма экономической интеграции означает укрепление геополитического влияния на всем постсоветском пространстве.
Если мы не хотим, чтобы политические отношения между странами-соседями не колебались вместе с курсом акций, нужно установить четкий приоритет региональной интеграции над ценовым сговором картелей нефтяников и газовиков. Судьбы братских народов не должны зависеть от текущей цены за баррель. Иначе вслед за украинским и белорусским народами ненужным для энергоимператоров станет и русский народ – всех не обогреешь!
Дабы этого не случилось, России следует срочно принять федеральный закон «О союзниках России». В нем законодательно будет оговорен список преференций и льгот для стран, проводящих дружественную политику по отношению к России. А российский парламент ежегодно будет утверждать список наших стратегических союзников. Без этого непонятно, с кем из соседей по СНГ и зачем мы дружим. Или выходит так, что у России уже нет друзей, а есть только два союзника – труба и газ?

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter