"У разведчиков сейчас гораздо больше возможностей..."

Полковник Алексей Елфимов – о шпионах, взяточниках в погонах и высшем пилотаже профессии

Полковник Алексей Елфимов – о шпионах, взяточниках в погонах и высшем пилотаже профессии

Их лица редко попадают в официальную хронику. Их работа тонка и опасна, как лезвие бритвы. Военная контрразведка – щит на пути чрезмерного иностранного любопытства, меч для тех, кто забыл о чести мундира и стал на скользкую дорожку криминала. В канун профессионального праздника сотрудников госбезопасности «Р» напросилась в гости к армейским чекистам Беларуси. Трехэтажное здание за Дворцом Республики, бюст Феликса при входе и крепкое рукопожатие подтянутого мужчины в военной форме. Знакомьтесь, начальник управления военной контрразведки КГБ полковник Алексей ЕЛФИМОВ.

Известные всему миру события 1991 года, независимость Беларуси и пристальный интерес западных разведок к Вооруженным cилам молодой страны. В такой напряженной обстановке Верховный Совет принимает решение о создании управления ВКР КГБ. Противодействие иностранным военно-разведывательным структурам, сохранность огромных, доставшихся от Белорусского военного округа запасов оружия, бое-припасов и имущества, а также выполнение соглашений по выводу из республики частей и соединений Ракетных войск стратегического назначения – вот неполный список задач, которые выполнили тогда военные чекисты. Что изменилось с тех пор?

— Наша работа значительно

усложнилась. Ведь сейчас у западных разведчиков появилось гораздо больше возможностей для проникновения в нашу страну. Многократно возросший поток туристов, инспектора по линии международного военного сотрудничества, военные атташе при посольствах и сами дипломаты, десятки и десятки гуманитарных миссий — пятнадцать лет назад мы даже подумать о таком не могли. Сегодня это реальность.

— Стратегические ракетные части давно выведены, ядерного оружия у нас нет — ослабел ли интерес западных разведок к нашей армии?

— Скорее, наоборот. Под пристальным вниманием иностранных спецслужб – реформирование Вооруженных сил нашей страны, их боеготовность, способность защитить суверенитет и целостность Республики Беларусь. Накануне президентских выборов Запад интересует отношение белорусских военнослужащих к политике руководства страны, их удовлетворенность своим бытом и денежным содержанием. Далее — российско-белорусская интеграция, в частности развертывание единой региональной группировки Союзного государства на западном направлении. Сегодня нам известно о попытках сбора информации, касающейся подготовки личного состава различных родов войск (особенно ВВС и ПВО), совместных с Россией учений, боевой и мобилизационной готовности Вооруженных сил в целом. Как и прежде, западные спецслужбы наводят справки о научных разработках и опытно-конструкторских новинках отечественной оборонки, охотятся за методиками подготовки высших военных кадров и присматриваются к секретам деятельности спецподразделений Минобороны и МВД.

— Алексей Леонидович, какие шпионские разоблачения случились за последнее время в Беларуси?

— Можно вспомнить совместную с российскими коллегами операцию по компрометации гражданки Евросоюза. Белорусским контрразведчикам стало известно: один из участников военной инспекционной группы будет провозить в личном багаже героин. Информацию оперативно передали в Москву, и иностранную подданную, пользовавшуюся неприкосновенностью, выдворили из Российской Федерации. Более того – закрыли въезд на пять лет. Не сможет в ближайшие годы посетить государства СНГ и гражданин США, который под прикрытием общественной организации собирал информацию о Вооруженных силах Республики Беларусь.

— Знаю, что на военную контр-разведку точат зуб не только иностранные шпионы, но и коррупционеры, торговцы наркотиками и оружием. В чем специфика вашей работы в отличие от правоохранительного ведомства?

— Наш основной профиль – люди в погонах: военнослужащие Минобороны, пограничники, внутренние войска МВД и подразделения МЧС. Так что если мы говорим о наркотиках и психотропных веществах, то упор прежде всего делается на перекрытие каналов их поступления и распространения в армейской среде. По оружию и боеприпасам все тоже предельно ясно: сотрудники УВКР пресекают хищения с военных складов. Не остается без внимания работа «черных» копателей и реализаторов сильнодействующих, ядовитых веществ. Только за этот год – десятки уголовных дел.

— Любопытно, какая участь ожидает потом изъятые пистолеты, автоматы, патроны, гранаты и прочие вещдоки?

— Похищенное оружие современного образца отправится по накладной на «родной» склад. Находки времен последней войны, а также стволы «без адреса» и исторической ценности – в утиль. Наркотики по решению суда уничтожат, ртуть отправят на переработку.

— Коррупция в армии: симптомы и диагнозы…

— В Беларуси продолжается процесс реформирования и планового сокращения Вооруженных сил. Военные городки передаются местным властям, складские помещения, клубы, автомобильная техника и оборудование сдается в аренду либо продается частным лицам. Все это создает почву для злоупотреблений служебным положением и взяточничества. Многие нечистые на руку военнослужащие привлечены к уголовной ответственности и сейчас отбывают сроки в исправительных учреждениях республики.

— Алексей Леонидович, «разведка» «Р» доложила, что в Управлении ВКР вскоре появится собственный музей. Какими

экспонатами вы планируете его наполнить?

— Да, действительно, только не музей, а историко-демонстрационная комната. Нам удалось разыскать многих армейских контрразведчиков – ветеранов минувшей войны, появилась возможность получить сохранившиеся дневники, письма, документы, удостоверения и награды. Более того, собрать материалы по истории особых отделов на территории нашей страны начиная с 1918 года. Обмундирование, вооружение – все это будет выставлено на отдельных стеллажах, в их оформлении нам обещает помочь музей ВОВ. К слову, мы и сами неоднократно пополняли экспонатами музейные коллекции. В 2002 году уникальный пистолет «манлихер» образца 1895 года (в мире их всего двести штук) передан в Национальный музей истории и культуры Беларуси. Сюда же в 2004-м направлен еще один ствол — «чешска зброевка», стоявший на вооружении пограничной стражи Польши. Музею Великой Отечественной войны управление презентовало немецкий карабин системы маузер, изъятый у «черного» копателя в идеальном состоянии. А вот гродненцы получили из столицы несколько православных икон

19-го века. Их контрразведчики конфисковали во время нелегальной переправки за границу.

— Высший пилотаж в работе журналиста – найти и опубликовать никому не известную новость. Первым зацепить появившуюся проблему, тенденцию…

— У нас все то же самое, только с одной принципиальной оговоркой: обнародование – в исключительном случае. Так что после изобличения и задержания очередного шпиона страна узнает о двух героях: проколовшемся иностранном разведчике и репортере, который первым сообщит эту новость. Мы, как всегда, предпочтем остаться в тени.

***

КСТАТИ

За 11 месяцев сотрудники Управления военной контрразведки КГБ изъяли из незаконного оборота 9 килограммов наркотических средств, 70 килограммов сильнодействующих и ядовитых веществ, 65 единиц огнестрельного оружия, более 20 килограммов взрывчатки, 113 гранат и 8 тысяч патронов. Суммарный экономический эффект деятельности управления превысил 1,5 миллиарда рублей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter