Рыбы вылавливаем все больше, а что останется в водоемах?

У природы нет плохой породы

За пять лет в рыболовные угодья выпустили 400 тонн рыбы. А выловили, по данным Национального статкомитета, больше 7 тысяч. И это только любители! Но кто знает наверняка, что именно плавает в наших реках и озерах, и какой улов попадает на крючок? К примеру, в национальном парке выдают путевку, но вес пойманного рыбак вписывает сам. И не факт, что он отчитается после удачного отдыха. Подсчеты явно далеки от точности, ведь и большинство рек – трансграничные, рыба в постоянном движении. И все же подготовленные по итогам года специалистами Минприроды цифры и подмеченные тенденции навели на размышления: почему один природный ресурс мы явно активно пускаем в расход, а другой почти игнорируем?


Как бы там ни было, и без цифр, приблизительных или предельно точных, очевидно одно: берем намного больше, чем возвращаем в природу. Более того, в министерстве подсчитали: за прошлый год вылов озерно-речной рыбы увеличился еще примерно на 20 процентов. 

Для сравнения: у браконьеров госинспекторы изъяли за год около 7 тонн рыбы. Но это как раз очень точный подсчет. И все же, постоянно бывая в рейдах и курируя эту тему, вижу: редких и крупных экземпляров действительно все меньше. И специалисты тоже подтверждают: на большинстве промысловых водоемов запасы мелкого частика не вылавливаются. А вот ценных видов аборигенных рыб — язя, сига, ряпушки, линя, хариуса и других – недосчитываемся с каждым годом. Опросила несколько знакомых опытных рыбаков – они это подтвердили. Падают и запасы хищников — судака, жереха, налима, сома и других. 

На форумах рыболовов-любителей нередки дискуссии: а вы бы ловили сетями, если б разрешили? Большинство решительно протестует. Мол, и так рыбы мало, а слишком прыткие и вовсе вычистят оставшуюся до дна. Рачительный хозяин понимает: нужно думать о будущем.

Между тем активно «вычерпывают» подводные ресурсы не только у нас. К примеру, общий вылов всех российских пользователей в прошлом году составил 4 миллиона 755 тысяч тонн, что на 5,5 процента больше рекордного уровня. В последнем докладе ФАО (Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН) по этой теме цифра общемирового вылова во внутренних водоемах — 11,9 миллиона тонн, она выросла на 37 процентов за последнее десятилетие. Важный нюанс: эксперты прямо предупреждают, что из-за ограниченности среды обитания ресурсы в них могут быстро оказаться на грани перелова. Конечно, рыбалка у многих из нас в крови, но хотите ли вы передать это волнующее хобби по наследству? Стоит задумываться уже сейчас, пока «точка невозврата» не пройдена.

Я прекрасно понимаю: упертого рыбака с удочкой не разлучишь, некоторые браконьеры даже под угрозой тюрьмы вновь идут к реке. В то же время удивительно другое: некоторые не менее ценные, чем рыба, ресурсы буквально валяются у нас под ногами, а мы до сих пор не научились их поднимать. Кстати, они вполне могут заинтересовать сельхозпроизводителей как дополнительный источник дохода. Вот пример — 13 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей заготовили за прошлый год 764,6 тонны виноградной улитки (80,7 процента от установленного лимита), 2,78 тонны длиннопалого рака (22,5 процента от нормы), 4,44 тонны личинок хирономид (мотыля), или 13,1 процента от нормы. Оборот составил 0,52 миллиона евро, от экспорта — 0,46 миллиона евро. Грибов, плодов и ягод, которые выросли в наших полях и лесах, за год продали за границу на 53,89 миллиона долларов. А стоимость сырья, которое можно заготавливать ежегодно, оценивается в 300—400 миллионов долларов. Как видим, этот ресурс, в отличие от рыбного, не освоен пока даже наполовину.

yasko@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter