У преступности недетское лицо?

Количество правонарушений, совершенных подростками, уменьшается, но успокаиваться рано Несовершеннолетняя жительница Борисова занималась проституцией на трассе Борисов — Минск. Ее сутенерами были две борисовские проститутки, которые усердно “трудились” на том же рабочем месте на протяжении нескольких лет. Со временем “плечевая” жизнь стала их утомлять, и дамы решили переквалифицироваться в сутенеров. Семнадцатилетнюю знакомую они сагитировали довольно быстро. Девушка не была избалована высокими нравственными принципами и вела “взрослую” жизнь с 14 лет. Ее приодели, проинструктировали и отправили на трассу. Развитию бизнеса помешали сотрудники правоохранительных органов. В отношении двух “мамок” возбуждено уголовное дело.

Это один из примеров, когда подросток становится жертвой взрослых преступников. Но не меньше настораживает и то, что немало несовершеннолетних сами выходят на скользкую дорожку, порой безжалостно лишая человека жизни или цинично обворовывая жилище нищей старушки.
“Бумер” по-белорусски
— Не может не тревожить жестокость, с какой совершаются преступления, — рассказывает заместитель начальника управления профилактики ГУМОБиСМ МВД Беларуси Андрей Солодовников. — Как правило, в таких уголовных делах фигурируют преступники в возрасте 16—17 лет.
Подростки в основном совершают преступления, в том числе и убийства, спонтанно, без подготовки. Хотя не редки случаи, когда на “дело” идут сознательно.
Двое подростков 16 и 17 лет вместе с совершеннолетним подельником решили “конкретно подзаработать”. По рекламному объявлению нашли человека, который продавал дорогую иномарку, и договорились о встрече, выступив в роли покупателей.
Хотелось бы отметить, что здесь непонятна психология продавца, который принял трех пацанов за реальных покупателей, причем поверил им на слово. В итоге документы на машину были нотариально оформлены на самого старшего из компании. А уже бывшему хозяину машины подельники предложили прокатиться за город, якобы за деньгами. Возле Колодищей они остановили автомобиль и в лесном массиве убили владельца.
Мальчики-убийцы
— Основной, можно сказать, базой для совершения подростками противоправных поступков является неблагополучная семья, — считает Андрей Солодовников. — Зачастую дети вынуждены воровать, чтобы просто поесть. Здесь и экономические причины, и социальные, особенно пьянство. Но совершенно непонятно, когда дети из внешне благополучных семей совершают зверские преступления.
В одном из семейных общежитий Барановичей 11-летний подросток убил 50-летнего мужчину. Выйдя из комнаты, мальчишка увидел лежащего в коридоре пьяного соседа и избил его до смерти. Он бил его руками, ногами, прыгал на уже полумертвом человеке. Средь бела дня. Таким образом он решил показать, кто хозяин на этаже. При этом мальчик-убийца воспитывался в обычной рабочей семье, без видимых признаков неблагополучия.
Фальшивые отличники
К “традиционным” преступлениям несовершеннолетних добавляются новые формы. Хотя они и не связаны с убийствами и разбоями, но не могут не вызывать обеспокоенности.
Прежде всего тревожит статистика по линии наркотиков. За прошлый год подростками совершено 138 преступлений, связанных с наркотиками. Из них 35 фактов сбыта. То есть несовершеннолетние стали таким образом зарабатывать деньги. Было два факта выращивания наркосодержащих растений, склонение к употреблению. 
Среди других так называемых новых форм преступлений три  факта создания условий для занятия проституцией, семь преступлений, связанных с присвоением или растратой, два факта взятки. И 10 преступлений в сфере информационной безопасности. А фальшивомонетничество (в прошлом году 16 фактов) уже никого и не удивляет.
В Мозырском районе четверо учащихся 10—11-х классов средней школы поселка Криничный занимались изготовлением фальшивых денег. Купюры достоинством 10 и 50 тысяч белорусских рублей они штамповали при помощи домашней компьютерной техники. Школьники сбывали свои “карманные деньги” в соседней деревне в вечернее время мелким уличным торговцам. Интересно, что вся четверка хорошо училась. Фальшивомонетчики были лидерами в своих классах и участвовали в предметных олимпиадах.
Марш-бросок на нары?
Как же оградить подростка от совершения поступка, который может искалечить его дальнейшую судьбу. С помощью специальных государственных программ решаются проблемы неблагополучных семей, создаются интернаты, приюты и т.д. Детей пытаются как-то спасти. В благополучной семье, казалось бы, подобных проблем и быть не должно, но трагические примеры говорят об обратном. А может быть, дело в отсутствии искреннего внимания со стороны взрослых? К сожалению, по отношению к ребенку некоторые родители забывают об этом, откупаясь дорогим подарком или карманными деньгами. В итоге ребенок становится неподконтрольным и выбирает себе путь без нравственных корректив. Это один момент. Есть и второй.
Несовершеннолетний все-таки не грудной младенец, который мало знает о чем-либо, кроме соски. Хватает же мозгов у “детишек” осваивать высокие технологии с криминальной целью. Может быть, некоторые просто не желают реально оценивать свои действия, списывая все на возраст? Как раз такой подход нередко и приводит прямиком в тюрьму, ведь отвечать за содеянное рано или позно придется. Но некоторые подростки просто не хотят лишний раз “грузиться”. А зря.
  Белорусское законодательство предусматривает перевоспитание детей-преступников или отсрочку их вступления во взрослую тюремную жизнь. Но некоторые, к сожалению, бегут туда не по-детски семимильными шагами.
Как известно, уголовная ответственность наступает у нас по большинству составов наиболее тяжких преступлений с 14 лет, тогда можно избрать в отношении виновного такую меру пресечения, как содержание под стражей. Для тех, кто младше, существуют приемники-распределители. Они в принципе дают малолетнему преступнику возможность прочувствовать всю тяжесть содеянного. С другой стороны, его изолируют, например, от возможной мести родственников жертвы либо в целях предупреждения рецидива.
Потом “малолетку” могут направить в специальное учебное учреждение закрытого типа, где они содержатся, как правило, до двух лет. Эти заведения подведомственны системе Мин-образования, но в отличие от обычных интернатов обнесены колючей проволокой, есть охрана. За хорошее поведение могут отпустить на выходные или каникулы к родителям, предусмотрен выход в город. Правда, несвобода уже чувствуется. Тюремным холодком для юноши или девушки уже повеяло, причем основательно. Но остановиться еще не поздно, главное найти в себе смелость и силы на решительный шаг в нормальную жизнь.
Сокращение подростковой преступности идет во всех регионах страны. Но тревожит тот факт, что увеличилось количество особо тяжких преступлений. Если в советские времена в республике несовершенннолетними совершалось около 20 убийств в год, то в последние годы эта цифра выросла более чем в два раза. Пик пришелся на 2001 год, когда было зарегистрировано 73 убийства.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter