У преступности на транспорте – беловоротничковый «прикид»

Заместитель  белорусского  транспортного  прокурора Владимир  Реутский  в  интервью  нашему  корреспонденту анализирует  состояние  преступности в  динамичной  отрасли  народного  хозяйства

Заместитель  белорусского  транспортного  прокурора Владимир  Реутский   в  интервью  нашему  корреспонденту анализирует  состояние  преступности в  динамичной  отрасли  народного  хозяйства

— Владимир Александрович, во время недавней командировки в Барановичи довелось слышать противоречивые оценки и суждения, касающиеся незаконных действий руководителей дистанции гражданских сооружений Барановичского отделения Белорусской железной дороги при возведении своего частного жилья. При этом мои собеседники ссылались на то, что следы преступлений ведут в Минск. Внесите, пожалуйста, ясность… 

— Действительно, нам пришлось распутывать целый клубок злоупотреблений, ниточка которого привела из Барановичей в Минск к начальнику службы гражданских сооружений управления Белорусской железной дороги В. Теслюку. Он, а также начальник дистанции гражданских сооружений Барановичского отделения магистрали С. Косачук и главный инженер этого же предприятия Ю. Кузьмин злоупотребили своим служебным положением при производстве строительных работ в частном доме, принадлежащем В. Теслюку. Выразилось это в том, что они незаконно, без оплаты направили работников Барановичской дистанции  для производства работ на этом объекте. При этом государственному предприятию причинен ущерб в сумме более 11 миллионов рублей. 

С. Косачук решил: коль его минский начальник на дармовщину возводит себе дом, то чем хуже он сам? И потому аналогичным образом злоупотребил служебными полномочиями при производстве строительных работ в частном доме, принадлежавшем его жене. При этом причинен ущерб также в крупном размере, но на более скромную сумму — свыше 8 миллионов рублей. 

Главный инженер дистанции Ю. Кузьмин в свою очередь также решил извлечь материальную выгоду для себя. Совместно с подчиненными — директором котельного хозяйства своего предприятия К. Савостюком и мастером котельного хозяйства А. Бучинским путем злоупотребления служебным положением он похитил денежные средства РУП «Барановичское отделение железной дороги» на сумму свыше 411 миллионов рублей. Столь прибыльным оказалось обращение в собственность средств по заведомо фиктивным трудовым соглашениям под видом заработной платы за ремонт котлового оборудования дистанции гражданских сооружений, который фактически не выполнялся. 

— Говорят, что не так просто было изобличить фальсификаторов, пресечь цепную реакцию извлечения личной наживы из имеющихся служебных полномочий… 

— Действительно, данное уголовное дело находилось три месяца в производстве следственного отдела предварительного расследования УВД на транспорте. При этом  в течение указанного срока ряд ключевых следственных действий произведен не был. Допросы как свидетелей, так и обвиняемых проводились формально. В довершение ко всему основные свидетели дали ложные показания.                               

В сентябре 2006 года мы проанализировали  ход расследования уголовного дела на оперативном совещании, на котором приняли решение о передаче дела в следственный отдел БТП. В последующем его приняли к своему производству следователи нашей прокуратуры В. Новикевич и А. Мадоян. Ими в ходе расследования дела полностью вскрыты факты незаконного строительства и хищения денежных средств на сумму свыше 411 миллионов рублей. Кстати, Теслюк и Косачук на судебном заседании признали свою вину, хотя в ходе предварительного расследования напрочь ее отрицали. К тому же они полностью возместили причиненный ущерб. Суд Барановичского района и г. Барановичи учел это при вынесении наказания за преступные деяния должностных лиц. Теслюк и Косачук осуждены к двум годам лишения свободы условно каждый. Остальные фигуранты уголовного дела, не признавшие свою вину, приговорены на сроки от 3,5 до 8 лет реального лишения свободы. 

Я подробно остановился на этом уголовном деле потому, что считаю его довольно показательным. 

— Какова в целом ситуация с преступностью на транспорте? Какие тенденции при этом наблюдаются? 

— Общее количество преступлений сократилось с 2948 в 2005 году до 2816 в минувшем. Отрадное явление. Тем более что убийств не совершалось вот уже два года.  А вот процент раскрываемости преступлений несколько снизился и в настоящее время составил 60 процентов. Это несколько выше, чем в среднем по стране, но все равно есть повод для тревоги. 

По линии БЭП выявлено 333 преступления. Это на треть меньше, чем год назад. При общем снижении количества хищений путем присвоения, растраты или злоупотребления служебными полномочиями число хищений в крупном размере сохранилось практически на прежнем уровне. Почти в два раза меньше выявлено преступлений, связанных с коррупцией. Такая тенденция характерна для всех регионов Беларуси. В то же время у нас имеются серьезные нарекания к подразделениям БЭП на транспорте. Сказывается  недостаточный  уровень   организации деятельности по выявлению преступлений коррупционной направленности, отсутствие целенаправленной работы на объектах транспорта. В результате ряд преступлений, связанных с коррупцией, в 2006 году выявлен органами КГБ, в то время как правоохранительные органы на транспорте не располагали информацией о противоправной деятельности лиц, изобличенных сотрудниками комитета госбезопасности. Плюс ко всему сотрудники ОБЭП УВД на транспорте при проведении проверок допускают факты волокиты. Подчас   эти  сотрудники  милиции тактически неграмотно проводят мероприятия и оформляют их результаты. Не случайно вопросы противодействия экономической преступности и коррупции дважды в последнее время становились предметом рассмотрения на заседаниях коллегии Белорусской транспортной прокуратуры, координационного совещания правоохранительных органов на транспорте. В результате рассмотрения данных вопросов Белорусской транспортной прокуратурой в минувшем году начальнику УВД на транспорте внесено два, а транспортными прокурорами — четыре представления об устранении нарушений норм действующего законодательства. 

— Принятые меры дают желаемый результат? 

— Дают, хотя и не так быстро, как хотелось бы. В последнее время раскрыт ряд тяжких преступлений, совершенных должностными лицами. Это уголовное дело по обвинению директора РУП «Управление механизации и специальных работ» Министерства промышленности Республики Беларусь Ю. Киселевича и главного инженера этого предприятия А. Квитуна в получении взятки в 2300 долларов, хищении материальных ценностей предприятия на сумму 1 500 000 рублей. Привлечен к ответственности и бывший начальник Брестской дистанции гражданских сооружений Брестского отделения БелЖД С. Карпук: совершил хищение путем злоупотребления служебными полномочиями товарно-материальных ценностей и денежных средств в крупном размере на общую сумму свыше 11 миллионов рублей. Можно привести и другие примеры. 

Но в то же время и точек для приложения усилий правоохранителей, в том числе и прокуроров, на транспорте имеется немало. Будем в ближайшее время более наступательно и целенаправленно очищать его от коррупции, иных преступных проявлений. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter