В Минске прошла первая премьера, деньги на которую собрали краудфандингом

У подножия пирамиды

Спектакль «Опиум»: модная конъюнктура или «новая искренность»?
Центр визуальных и исполнительских искусств “АРТ Корпорейшн”, который занимается различного рода просветительскими культурными проектами, в том числе фестивалем “Лістапад” и театральным форумом “Теарт”, недавно представил на площадке Дворца искусств новый проект. Премьеру спектакля Александра Марченко “Опиум” по пьесе белорусского драматурга Виталия Королева.


“Опиум” — спектакль-предостережение. Он для молодых и о молодых. Можно искать счастья за каким угодно бугром, но от себя не убежишь


Помимо своих художественных достоинств, премьера примечательна тем, что деньги на нее собирали всем миром по набирающему сейчас популярность и, главное, эффективность принципу краудфандинга. Сбор средств был объявлен на одной из краундфандинговых платформ в интернете. В итоге собрали более 45 миллионов рублей.

Вполне возможно, что именно такая форма — выход для наших интеллектуалов. Со спонсорами не всегда договоришься. Деньги из казны идут на поддержку государственных театров. Если хочешь видеть интеллектуальный театр, — плати. Ничего личного. И это красиво.

Хотя можно как угодно относиться к посылу спектакля “Опиум”. Принимать или не принимать его эстетику. В нем, например, много ненормативной лексики, беспросветный финал, но вот гневно предъявить ему классическую претензию: “На что тратятся бюджетные средства?” — нельзя. Все честно: сами собрали деньги — сами на себя и потратили.

“Опиум” — спектакль о современности. В одной квартире в провинциальном Рогачеве живут два брата и мать. Старший брат Коля остается без работы, младший Андрей готовится к поступлению в вуз. Мама в исполнении актрисы Купаловского театра Юлианны Михневич сыновьям желает счастья, но конкретной помощи предложить не может. Советует житейское — экономьте воду. В отчаянии старший брат решает отправиться в соседнюю страну на заработки. Вроде бы каким-то рабочим, но на сеансе по Скайпу видим мы его в военной форме. Значит, поехал на территорию военного конфликта, как ни запрещала ему это мать. В. Королев и А. Марченко показывают гибельность этого выбора: метафорическим роковым рикошетом смерть попадает не по старшему Коле, а по младшему — Андрею.

А у Коли впереди либо пуля, либо инвалидность, либо искореженная психика. А на родине — реальный тюремный срок за такое “гастарбайтерство”...

Играют в спектакле в основном молодые актеры — Максим Брагинец, Артем Курень, Анна Семеняко из РТБД и Антон Жуков из Театра-студии киноактера. Актриса Купаловского театра Юлианна Михневич здесь на редкость хороша. Она задает уровень правды всему происходящему. И даже если в чем-то актриса невольно повторяет интонации своей Соседки из “Шабанов” Елены Ганум, это выглядит уместно. И Соседка, и Мама из “Опиума” — одного поля ягоды, они — из одной песочницы. Песочница, кстати, расположена в центре сцены — придумал ее талантливый витебский художник Андрей Жигур. Тут можно вспомнить какую-нибудь метафору про песок времени, или спектакль Валерия Раевского “Пирамида Хеопса” с посвящением “Тем, кто в фундаменте пирамиды”, где блистательно когда-то и играла Юлианна Михневич. Или цитату из пьесы Джона Бойтона Пристли, тоже посвященную разрушению семейных связей: “В мире существует злой дух, который мы называем Время”.

В спектакле Марченко на заднем фоне в одной из сцен едва уловимо звучит песня группы “Агата Кристи” “Опиум”, давшая когда-то название одноименному музыкальному альбому этого коллектива. В диалоге упоминаются “опиумные войны”, приводится цитата Ричарда Никсона о том, что “телевидение — опиум для американского народа”... Метафору обыгрывают со всех сторон, но страшнее она от этого не становится. Напротив, страшнее в этом “Опиуме” как раз минуты тишины.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter