У подножия княжеской горы

Давид-Городок считается своеобразной столицей удивительного полесского уголка на Столинщине...

Давид-Городок считается своеобразной столицей удивительного полесского уголка на Столинщине, где живут люди, издавна славящиеся самодостаточностью и деловой хваткой. Еще они отличаются неповторимым полесским говором и коллективным умением создавать в своем доме праздники. В начале минувшего лета такой праздник в Давид-Городке не обошелся без участия «Рэспублiкi». А завтра там состоится День города.

Потомки  князя  Давида

Есть у городчуков одно хобби, приносящее им приличный доход. Жители уже не одно десятилетие занимаются выращиванием и продажей семян цветов. Такое семеноводство, получившее развитие еще в советские времена, сделало их известными на всю тогда еще огромную страну. Весной посланцы города разъезжались в разные точки Советского Союза, добираясь с семенами аж до Владивостока. Сегодня этот бизнес пошел несколько на убыль, но самые стойкие продолжают во дворах своих домов выращивать цветы не только для красоты, но и на продажу.

О подлинных истоках страсти к путешествиям городчуки узнали сравнительно недавно – примерно семьдесят лет тому назад. На Замковой  горе, которая до сих пор остается главной достопримечательностью Давид-Городка, в тридцатых годах прошлого века дотла сгорела деревянная церковь. Горожане решили построить на ее месте новую, каменную. Начали рыть котлован под фундамент, и тут обнаружилось, что гора, как слоеный пирог, состоит, судя по сделанным  в ней находкам, из пластов разных исторических эпох. Самые интересные относились к началу двенадцатого века, когда на месте нынешнего городка стояло поселение с деревянным замком. При раскопках был обнаружен склеп, где покоилось тринадцать дубовых гробов с останками людей.

Польский ученый Антон Луцевич взялся за их изучение, после чего в Давид-Городок, входивший тогда в состав Польши, была направлена археологическая экспедиция во главе с доктором философии и истории Романом Якимовичем. Результаты ее работы доказали, что город основал внук Ярослава Мудрого князь Давид Игорьевич. Война прервала исследования на Замковой горе, и продолжил их только через тридцать лет известный белорусский ученый Петр Лысенко.

Благодаря археологам, работавшим в разное время на раскопках Замковой горы, очень отчетливо вырисовалась до этого мало приметная в истории Древней Руси фигура самого основателя Давид-Городка. Князь Давид среди своих высокопоставленных родственников пользовался нехорошей славой. Оставшись без собственного княжества, он был вынужден воевать за место под солнцем со своими родственниками. С дружиной он занялся сначала разбоем на водных дорогах между Польшей и древним Туровским княжеством, завоевывая порой целые города. Захватил даже Тмутаракань, бывшую тогда центром русского княжества, в устье реки Кубань, но через два года он был разбит и полонен князем Олегом, а затем отпущен на свободу, дававшую возможность опять продолжать междоусобные войны. Успокоился Давид только тогда, когда на большом совете древнерусских князей ему была выделена вотчина на берегах Горыни. Поднимаясь вверх по ее течению с Припяти, он и причалил в 1100 году к берегу в том месте, где сегодня стоит город, сохранивший имя своего основателя. Неуемная энергия Давида, как предполагают сегодня многие городчуки, и досталась им в наследство.

В 2000 году ко дню празднования 900-летия города на его центральной площади был установлен памятник князю, автором которого является уроженец Давид-Городка скульптор Алесь Дранец.    

Был  ли  городчуком  Борис  Березовский?

Полесской Венецией назвал  в своих дорожных записках Давид-Городок белорусский писатель Владимир Короткевич. Конечно, образ этого местечка неизменно присутствует и в произведениях родившихся здесь известных мастеров слова: Георгия Марчука и Владимира Глушакова, поэта Леонида Дранько-Майсюка. Среди земляков городчуков немало других примечательных личностей, известных как у нас в Беларуси, так и за ее пределами. Здешний краевед Николай Брезовский утверждает, что в городке до сих пор сохраняются родственные корни скандально известного российского бизнесмена и политика Бориса Березовского. Такой вывод он делает на основании заявления самого Березовского, однажды публично сказавшего, что он родом «с Полесья». Предприимчивые городчуки, среди которых немало как Березовских, так и Брезовских (различия этих фамилий они объясняют механической ошибкой уездных писарей), однажды даже собирались написать ББ и пригласить его в гости в надежде на финансовую помощь городу с его стороны. Не успели. Олигарх покинул Россию, оставив о себе недобрую славу.

А деньги начали приходить в город, оживляя его экономику, из гораздо более основательных и надежных источников. В начале века белорусско-польское предприятие выкупило опустевшую птицефабрику на окраине города. Создав ИООО «Птицефабрика «Западная», инвесторы привели в порядок пришедшие в запустение птичники и наладили производство бройлеров. Сегодня здесь работают, получая достойную зарплату, около ста двадцати человек, большинство из которых живут в Давид-Городке. Птицефабрика прочно занимает определенную рыночную нишу, неуклонно наращивая производственные мощности. Ее нынешний директор уроженец Давид-Городка Юрий Кулага начинал здесь слесарем. То, что сегодня руководство компании-инвестора доверило ему этот пост, является фактом показательным. Ведь до того руководителями назначались люди, в основном приглашенные издалека.

Проекты возрождения начинают реализовываться и на других предприятиях Давид-Городка, которые после развала Советского Союза попали в полосу экономических неурядиц. Недавно на электромеханическом заводе побывал министр промышленности Анатолий Русецкий. Он ознакомил коллектив с инвестиционной программой, по которой государство вкладывает в реконструкцию предприятия миллиарды рублей, в ближайшие годы это должно заметно укрепить его экономику и повысить зарплату рабочих и служащих.

Активизируется в Давид-Городке и частный бизнес. Выставленную на аукционные торги бывшую базу мелиораторов выкупило вместе с землей известное в республике фермерское хозяйство братьев Грибов из близлежащей деревни Ольшаны. Теперь предприниматели вместе с председателем Давид-Городокского  горисполкома  Владимиром Головачом думают о том, какое производство здесь открыть с наибольшей выгодой для города.

Дирекция расположенного в Давид-Городке лесхоза вынашивает планы создания собственной службы по развитию экотуризма. Для этого здесь собираются сделать доступным и привлекательным для туристов уникальный своей девственностью уголок Полесья, известный в советские времена как Мерлинский военный полигон. Сегодня это огромный лесисто-болотистый массив, равных которому по масштабам и разнообразию животного и растительного мира в Европе нет. Когда-то в деревни, расположенные на этом большом болоте, из Пинска по причине отсутствия дорог летали самолеты. После того, как люди переселились на «большую землю», от поселений почти ничего не осталось. Мерлинские хутора – так называют сегодня работники леса некогда обжитые человеком, а затем оставленные места, куда планируется направить поток туристов, который мог бы дать здешним жителям новые источники доходов.

Пока же в городе Давида приезжих приглашают в краеведческий музей, созданный благодаря стараниям и инициативе местного краеведа Николая Брезовского.

На снимках: краевед Николай БРЕЗОВСКИЙ на Замковой горе у камня, на котором указан век основания Давид-Городка.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter