Каковы перспективы грядущего паводка?

У паводка опасные повадки

Весна в нынешнем году пришла строго по календарю. Зима, конечно, еще может взять реванш, но жители тех регионов страны, для которых регулярные паводки стали проблемой, замерли в ожидании — стоит ждать подтоплений или нет? Корреспондент «Р» оценила перспективы грядущего паводка.

У природы нет плохой погоды


Шлягер из советского кинофильма имеет вполне резонную основу. Большинство прихотей природы лучше принимать с благодарностью. За исключением тех случаев, когда природа излишне капризничает. Старожилы помнят, как во время сильного паводка в 1966 году в Давид-Городке Столинского района вода унесла два дома, разрушила дорогу, связывающую город с Велемичами. 

Считается, что наиболее крупный паводок на территории Брестской области за всю историю наблюдений произошел в 1979 году.
Подтоплению подверглись около 100 населенных пунктов

Это не единственный разгул такой стихии в этих местах. За последние полвека на территории западной и южной частей Брестской области было пять наводнений, то есть, выражаясь языком спасателей, «затоплений суши выступившей из берегов водой, квалифицирующихся как стихийное бедствие». Это случилось в 1974, 1979, 1988, 1993 и 1999 годах. Например, во время весеннего разлива реки 1979 года в деревне Ворони Столинского района подтопило 305 жилых домов. Тогда пришлось эвакуировать более тысячи человек. А в Ольшанах, что в 50 километрах от тех мест, лед раздавил два кирпичных дома. 

Прошло много лет. Повадки водной стихии изучены специалистами. Уроки их разрушительной силы в целом усвоены. Механизмы поведения служб в период активного таяния льда отработаны. При Брестском облисполкоме постоянно работает комиссия по чрезвычайным ситуациям. Ежегодно утверждается план мероприятий по подготовке к безаварийному пропуску паводка. Тогда же корректируется частный план защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Официальный представитель Брестского областного управления МЧС Сергей Машнов раскладывает передо мной на столе карту региона:

— Сегодня состояние водных объектов в Брестской области контролируют десять информационных гидрологических постов областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Кроме того, мы имеем возможность получать данные об уровне воды в реках с двенадцати информационных гидрологических постов: на украинской территории по рекам Припять, Стырь и Западный Буг, на территории Польши — по реке Западный Буг и из Гомельской области — по реке Припять.

В первые дни весны область, как говорится, во всеоружии и готова встретиться с паводком лицом к лицу. На случай, если беда подступит близко, имеется приличный запас необходимого: по сто топоров и ломов, тысяча лопат, палатки, матрасы, подушки, одеяла, 200 комплектов постельного белья. Отдельно создаются запасы продуктов и товаров первой необходимости на 20—40 суток. Имеется страховой фонд семян зерновых и зернобобовых культур в количестве восьми тысяч тонн. Создан запас медикаментов и изделий медицинского назначения на 500 пострадавших, перечисляет официальный представитель УМЧС Сергей Машнов.

В экстренных ситуациях на помощь готова прийти взрывотехническая служба Пинского центра государственного пожарного аварийно-спасательного учреждения «Республиканский отряд специального назначения» МЧС. Если надо — взорвет лед в месте возникновения затора. 

Мост взаимопонимания


Весна 2013 года многим жителям Брестской области запомнилась обильными подтоплениями. В списке особо пострадавших числились многие приграничные населенные пункты. Но деревня Непли Брестского района, что расположена неподалеку от границы с Польшей, тогда прославилась особо. Масштаб катастрофы там был настолько велик, что ее в народе назвали белорусской Венецией. Продолжают делать это до сих пор.

Вместе с жителями Неплей мы едем в разведку на речку Лесную. Мост, а по ту сторону — деревня Шумаки. Отсюда невооруженным глазом видно: вода прибывает. Хотя полностью оценить ситуацию все равно не получится. Ведь с другой стороны деревню Непли опоясывает Западный Буг, к которому так просто не подобраться: река служит естественной границей между Беларусью и Польшей. А значит, отрезана от нас пограничной полосой. 

Коренная неплянка Евгения ПАРШЕНКОВА не хочет повторения истории прошлых лет.
Случалось так, что вода заливалась в дом

Местные говорят, что навещают Лесную каждый день. Проверяют обстановку. Мол, так им спится спокойнее. Отчего у людей волнение? Прекрасно их понимаю. Когда Непли стали Венецией, по улицам плавали лебеди, а ребятня в резиновых сапогах ловила рыбу руками. Добраться до соседа можно было разве что на лодке. Вода серьезно нарушила быт сельчан: лишь в июне неплянцы посадили картошку. 

Тогда, в апреле 2013 года, паводок выдался крупным в целом для Брестчины. Трагедия приграничного Брестского района заключалась в том, что вода затопила подворья, сотни сельхозугодий и объекты пограничной службы. В деревне Непли практически 80 процентов домов было затоплено, угроза разрушения повисла над 30 строениями. В итоге 13 суток спасатели области круглосуточно дежурили и помогали людям. В числе отрезанных от «Большой земли» оказалась и 85-летняя Евгения Паршенкова:

— Вода на моем подворье поднялась так высоко, что заливалась в дом. По щиколотку в хате она была. После этого пол начал гнить. Перекосился забор. Удивляюсь, как не погибли куры: в курятник тогда я почти две недели не заходила.

Непли, Пески, Теребунь, Шумаки, Костычи. Эти деревни систематически подтапливаются. Более того, паводок несет и экологическую угрозу: как раз здесь расположен ландшафтный заказник «Бугский». Местная власть не первый год вместе с народом ищет решение вопроса. Председатель Клейниковского сельского исполкома Елена Мельник говорит так:

— Решит нашу проблему строительство дамбы в деревне Непли в районе Староречья. Соответствующий проект разработан и включен в госпрограмму «Инженерные водохозяйственные мероприятия по защите населенных пунктов и сельскохозяйственных земель от паводка в наиболее паводкоопасных районах Полесья». Однако который год не дают финансирования.

В сельисполкоме уверены: проект можно было бы реализовать вместе с поляками. Ведь наши европейские соседи тоже «с нетерпением» ждут разлива Западного Буга (кстати, с их стороны населенные пункты расположены к воде намного ближе). 

Время больших рек


Мария Волосюк из польской деревни-тезки Непли рассказывает, что почти каждую весну река создает им неудобства:

— Выходят из берегов Западный Буг и его левый приток Кшна. Чаще всего во время паводка вода достигает подворий, расположенных ближе к реке. Это около десяти домов. В каждом живут один-два человека. Случалось, что попадала вода в дома, затапливала погреба. Хотя нам грех жаловаться: самые страшные наводнения в Польше были в районе Вроцлава, где, говорят, один дом затопило до второго этажа. 

Мария говорит, что сейчас вода в реках заметно прибывает. Тем не менее уровень пока на безопасной отметке. Отсутствие угрозы подтопления подтверждает инспектор гмины Тересполь Владислав Коваль:

— Последний большой паводок был в апреле 2013 года, от него пострадали 9 деревень, расположенных непосредственно на реке Западный Буг у границы с Беларусью. Среди них населенные пункты Муравец, Непли, Кузавка, Кукурыки, Стажынка. Полностью затопило 23 подворья, частично подтопило 53. Оказывали помощь бедствующим спасатели пяти подразделений противопожарной службы гмины Тересполь, а также коллеги из Малашевичей. Спасатели откачивали воду из затопленных помещений, укладывали сдерживающие воду мешки с песком, помогали при эвакуации.

В ближайшие выходные в белорусских Неплях будет очередной сход граждан. Тема встречи — грядущий паводок. Председатель Елена Мельник хочет обсудить с сельчанами, целесообразно ли прорабатывать соответствующий совместный проект с польской стороной. Помимо строительства дамбы, туда можно включить и обмен опытом, и создание системы коллективного мониторинга паводковых вод. Это позволит максимально сохранить первозданность природы, при этом обеспечит достойные — и безопасные! — условия проживания. А что, неплохая идея: недаром же говорят, что трудности объединяют людей.

КСТАТИ

Метеорологи прогнозируют в этом году достаточно спокойное пробуждение рек от зимнего сна. Лед уже тает, вода прибывает. Но в целом природа ведет себя предсказуемо: массовых наводнений не ожидается.

ОФИЦИАЛЬНО

Михаил Козырев, руководитель группы гидрологии ГУ «Брестоблгидромет»:

— По состоянию на первое марта на большинстве рек области продолжаются подъемы уровней воды. Наибольший прирост за прошедшие сутки в бассейне Припяти отмечен на Случи у Сарн (25 сантиметров). На Западном Буге у Влодавы вода за сутки поднялась на 45 сантиметров, ниже по течению и в бассейне суточные подъемы были заметно меньшими по величине. Вода на территории Брестской области находится на пойме Стыри у Лопатино и Лесной у Каменца.

hanna.petrachenka@yandex.ru

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter