Андрей Дудкин: субъекты хозяйствования Беларуси и России должны выходить на прямые и длинные контракты

У партнеров нет посредников

Глава представительства Нижегородской области в нашей стране: по итогам восьми месяцев торговый оборот между Беларусью и областью составил 736 млн долларов, к концу года будет выполнена задача преодолеть миллиардный рубеж

Границы еще полностью не открылись после первых волн пандемии, а уже начинают выстраиваться заборы между Западом и Востоком по политическим мотивам. Впрочем, мировая торговля промежуточными товарами стагнирует с начала 2010-х. И неспешный тренд на регионализацию, который тогда проявился, стремительно раскручивается в начале нынешнего десятилетия. В этом разрезе очевидно, что драйверами экономик будут региональные рынки и интеграционные образования. Если говорить о сотрудничестве Беларуси и России, то оно складывается как на центральном уровне, так и на региональном. Что очень важно. Россия — огромная страна, и в каждой ее области есть своя специфика. О развитии кооперационных связей, перспективах сотрудничества и развития совместных проектов рассказал глава представительства Нижегородской области в Беларуси Андрей Дудкин.


Перспективное сотрудничество

— Андрей Александрович, какие направления наиболее перспективны в сотрудничестве Беларуси и Нижегородской области? 

— Особенность Нижегородского региона — основу его экономики — составляет не сырьевой сектор (полезных ископаемых в области нет), а промышленное производство. Ключевые отрасли — машиностроение, химия, нефтехимия. Также развиваем аграрный сектор. С этой точки зрения структура экономики нашего региона и Беларуси весьма схожа. По большому счету, в наших кооперационных связях не надо изобретать велосипед: ключевые векторы сотрудничества сложились еще в советские времена. И главная задача — поддерживать кооперационные связи на прежнем уровне, развивать их: способствовать появлению новых продуктов, технологий, предприятий. Словом, с развитием открываются и новые возможности, которые необходимо использовать. Во время пандемии, локдаунов наши страны не дрогнули, не закрыли границы. Наоборот, сплотились, начали более активно развивать внутренние рынки. Недавно с делегацией посещали Белорусский металлургический завод. Его генеральный директор Дмитрий Корчик предложил нашим машиностроительным предприятиям попробовать крепежные изделия Речицкого метизного завода, который входит в белорусский металлургический холдинг. Ваша продукция намного качественнее аналогов, произведенных в регионе Юго-Восточной Азии. И разумный производственник всегда выберет качественные комплектующие, даже если они и стоят несколько дороже. Это один из примеров. А их десятки и сотни. Одна из наших ключевых задач — наладить сотрудничество предприятий напрямую, минуя посредников. Если между белорусским и нижегородским предприятиями возникает какое-то дополнительное звено, то оно не должно быть «прокладкой», а нести производственную нагрузку. Завод — это не торговая компания по оптовой продаже шоколадок, у которой в штате несколько человек, а из активов — набор офисной мебели и техники. Промышленные предприятия — сложный организм со сложным оборудованием, технологиями, которые должны ритмично работать. За каждым заводом стоит большой коллектив. Поэтому производственникам приходится считать каждую копейку, чтобы не росла себестоимость, не падала конкурентоспособность. И давать зарабатывать посредническим структурам совершенно нелогично. 

— Но руководители предприятий — люди рациональные. Почему до сих пор существует проблема лишних звеньев в поставках? Почему возникают посреднические структуры? 

— Сложно сказать. Наверное, в каждом случае своя причина. Но есть и исторически сформировавшиеся факторы. Сегодня Москва концентрирует на себе многие коммерческие потоки. Они стекаются в нашу столицу, а потом расходятся по регионам. Как мне кажется, ситуация не совсем правильная. Далеко не все предприятия и потребители находятся в московском регионе. Да, Москва — крупнейший российский хаб. Но не всегда целесообразно его использовать для регионального взаимодействия, когда роль посредников сводится исключительно к финансовой функции. В производственно-торговых цепочках должны присутствовать только компании, которые реально улучшают конечный продукт. И потребитель готов платить за эти усовершенствования. А готов ли кто-нибудь платить за то, что кто-то сидит в дорогом, красивом офисе в центре столицы и проштамповывает договоры, при этом формируя для себя приличную маржинальность?..

Работа «вдлинную»

— Расскажите про самые успешные кейсы сотрудничества между белорусскими и нижегородскими предприятиями.

— Один из значимых — «Белкоммунмаш» (известный производитель электротранспорта) и нижегородское ЦНИИ «Буревестник» договорились о производстве троллейбусов с автономным ходом в Нижнем Новгороде. Таким образом продукция приближается к конечному потребителю. Наш регион активно развивается, модернизируется городское хозяйство, обновляется подвижной состав. Также сокращается логистическая цепочка по поставке комплектующих российского производства, которых в белорусском троллейбусе достаточно много. 

Второй пример — создание регионального торгово-сервисного центра Минского тракторного завода на базе Лукояновского губернского колледжа. Такая синергия промышленности и образования дает возможность готовить более квалифицированных специалистов по обслуживанию и эксплуатации именно белорусской техники. Это очень важно. У МТЗ широчайший спектр техники: сельскохозяйственной, коммунальной, насыщенной электроникой. Кроме того, трактор — это «голова», тягловая сила, к которой можно агрегировать огромное количество навесного и прицепного оборудования. Эта техника повышает агрокультуру и становится драйвером использования новых технологий в аграрной отрасли. Выстраивается серьезная цепочка, основным звеном которой является Минский тракторный завод. Какой интерес МТЗ? Увеличение продаж в Новгородской области, в окрестных регионах. Напомню, что Нижний Новгород является столицей Приволжского федерального округа. У нас до 70 процентов тракторов, используемых в сельском хозяйстве, — производства МТЗ. Много техники в жилищно-коммунальном хозяйстве. И спрос на нее есть. В торгово-сервисном центре говорят, что иногда чуть ли не очередь стоит. 

Сейчас рассматриваем серьезный проект по созданию совместного предприятия по производству в нашей области техники «Бобруйскагромаша». Такое прямое сотрудничество ликвидировало бы многочисленных посредников. Более того, с открытием торгово-сервисного центра МТЗ мы выдавили контрафакт из региона. Пока здесь не было официального дилера МТЗ, техника к нам попадала не всегда по белым каналам. Иногда она даже не предназначалась для продажи в России. Не было и должного сервиса, поставок запасных частей — рынок душили контрафактные поставки. Это и било по имиджу белорусской техники, и создавало дополнительные издержки для наших компаний. С появлением официального дилера серые схемы сошли на нет. Приобретая технику у официального поставщика, наши аграрии получают право участвовать в государственных программах субсидирования агропромышленного комплекса. А это очень важно для потребителей белорусской продукции. 

— В ситуации высокой неопределенности и волатильности предприятиям очень важно выходить на длинные контракты, которые открывают возможности более качественно и эффективно планировать инвестиционные циклы, строить планы развития. Получается наладить кооперационные связи в стратегическом масштабе?

— Наш интерес заключается в том, чтобы субъекты хозяйствования выходили на длинные контракты. Безусловно, в конкурентной среде, когда подтверждается качество, предъявляются доказательства в надежности поставщика. Если надо, осуществляется прохождение через тендерную процедуру. Несомненно, есть разовые сделки, которые тоже интересны. Но они должны трансформироваться в долгосрочное сотрудничество. Например, наше предприятие «Эллой» производит уникальное сварочное оборудование, даже роботизированные комплексы. Их продукция пользуется хорошим спросом, в том числе и на экспорт. Сейчас компания активно работает по выходу на белорусский рынок. Уже поставили свое оборудование «Гомсельмашу», другим белорусским предприятиям. 

Есть положительный опыт взаимодействия белорусских и нижегородских IT-компаний. Они объединяют усилия (благо расстояние для них не преграда) и разрабатывают интересные продукты и цифровые решения для промышленного комплекса. Очень важный вектор развития — сотрудничество малых и средних инновационных предприятий. Их разработки по ряду направлений способны успешно конкурировать с мировыми образцами. Технологии развиваются, происходят улучшения на стыке взаимных интересов, обмен проектами. Например, Нижегородский научно-технический центр «Химинвест» с Гродненским государственным аграрным университетом успешно разрабатывают новые хвойно-энергетические добавки для кормления крупного рогатого скота. Добавки на лесном сырье экологически чистые, кроме того, отвязываемся от импортных европейских добавок. Тем более что наша разработка по многим параметрам превышает мировые аналоги. Наши специалисты глубоко изучают опыт применения лучших практик и технологий (в том числе импортных) по строительству современных ферм и выращиванию крупного рогатого скота. Все зарубежные технологии известны, многие из них присутствуют в России. Но нет мировых производителей, у которых бы вся технологическая линейка была идеальна. Беларусь далеко продвинулась в накапливании компетенций в животноводстве, осуществила омологацию зарубежных решений в местной действительности. И этот опыт очень важен для нас. Ведь у нас схожие погодные условия и другие факторы. Еще один важный пункт в аграрной сфере — посевной материал. Наша цель — отвязаться от европейских поставок. Есть интерес к определенным видам семенного материала белорусской селекции. Проблема заключается в том, что необходимо районирование, чтобы была возможность полномасштабно работать с белорусским семенным фондом. Нужно найти точки соприкосновения, выйти на формирование нормативно-правовой базы и продолжить развивать это направление. Также изучаем опыт работы белорусских садоводческих и ягодных хозяйств. 

Успешных совместных проектов становится все больше и больше. Объединенный рынок Беларуси и России дает компаниям-разработчикам возможность за счет внутреннего спроса достигнуть точки безубыточности. Конечно, никто не запрещает развивать и экспортные поставки, но их могут нивелировать протекционистские и санкционные риски, которые в современном мире только усиливаются. Потихоньку Беларусь и Россия приобретают инновационные компетенции, снижают технологическую зависимость от западных разработок. Нам важно обеспечить свою экономическую и промышленную безопасность. Чтобы никакие политически мотивированные решения не влияли на работу предприятий, а соответственно, на благополучие наших граждан.

   

Обратная связь

— А какие направления интересуют Нижегородскую область в Беларуси? 

— Направлений для сотрудничества очень много. Отмечу: мы не можем каким-то образом понуждать предприятия заходить в Беларусь. Но предлагаем нашим компаниям использовать те благоприятные возможности, которые созданы для инвесторов в этой стране. При необходимости организуем деловые поездки, встречи с руководителями предприятий, госорганов. Например, инвесторы из Нижегородской области сейчас прорабатывают проект создания офиса по глубокой переработке леса. Они приехали в Минск на выставку, оценили возможности и заинтересовались открытием своей «дочки» в вашей стране с использованием белорусских компетенций и некоторых строительных материалов в своей конечной продукции, которую они приближают и к вашему, и к европейскому потребителю. Эта компания хорошо известна в Германии, Словакии, у них есть сертификаты ЕС. Но инвестирование в Беларусь, ее рынок реально интересны для российских компаний. Через Беларусь есть большой потенциал выхода на широкие экспортные просторы. У вашей страны, несмотря на все внешнеполитические сложности и санкционное давление, наработаны серьезные экономические связи, партнерские отношения с рядом государств. И этот потенциал готовы использовать наши нижегородские предприятия, создавая производства в вашей стране. 

Или, например, назревает серьезный проект в фармацевтической отрасли в Нижегородской области. Он принесет большие выгоды Беларуси — вольет в ваше предприятие инвестиции, позволит ему более динамично развиваться. А Нижний Новгород получит необходимые лекарственные препараты, востребованные в первую очередь в больницах. Этот проект имеет серьезное социальное значение. Есть формы взаимодействия на уровне государственно-частного партнерства. Сейчас происходит формирование белорусско-российской компании в отрасли дорожного строительства. Ваше дорожно-строительное управление № 1 (Рогачев) уже проявило себя в Нижегородской области, продемонстрировав высочайший профессионализм и качество работ, которые были выполнены в установленные сроки. У вас прекрасно развиты технологии, оборудование, наука в сфере дорожного строительства. По инвестициям в это направление Нижегородская область занимает второе место среди российских регионов. Поэтому есть широкое поле для сотрудничества, дополнения друг друга. По территории нашего региона проходит участок строящейся международной трассы М-12 Москва — Казань. Это проект федерального уровня с большими международными перспективами, выходом в дальнейшем на Китай. 

Для Нижнего Новгорода важно взаимодействие с белорусскими компаниями в области жилищного строительства. Сейчас ведется проработка двух масштабных проектов: «Белорусский квартал» и «Белорусская слобода». Мы заинтересованы, чтобы ваши компании реализовали эти проекты под ключ с использованием своих архитектурных, проектных решений, некоторых отделочных материалов. По нескольким направлениям вы ушли далеко вперед. В Беларуси воплощены интересные проекты в градостроительстве: по организации пространства, дворовых территорий, мест общего пользования. Интересные решения по планировке квартир, внешнему виду зданий. Причем они построены из типовых железобетонных изделий, не на основе уникальных конструкций, что экономически выгодно и эффективно. Эти проекты рассчитаны на 5—6 лет. И нам интересно, чтобы «Белорусский квартал» и «Белорусская слобода» были наполнены белорусским духом. 

Потенциал у Нижегородской области и Беларуси огромный. Во внешнеэкономической деятельности нашей области Беларусь занимает первое место — ее доля около 40 процентов. По итогам восьми месяцев торговый оборот составил 736 миллионов долларов. К концу 2021-го будет выполнена задача преодолеть миллиардный рубеж. Несомненно, воплощение совместных проектов активизируется после реализации союзных программ, подписанных на заседании Высшего государственного совета Союзного государства Беларуси и России 4 ноября этого года. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter