Шесть часов работы и тысячи вариантов лиц: эксперты составили фотороботы наших корреспондентов

У них все на лице написано

Какой детективный сериал ни включи, везде полицейские составляют фоторобот преступника. Интересно, насколько они похожи на свои реальные прототипы? Корреспондент «Р» попробовала составить фотороботы своих коллег и узнала, чьи губы и брови вбиты в специальную программу и на какие черты лица обращать внимание, чтобы составить максимально похожий портрет человека.

Готовый фоторобот Ильи дорабатываем в Photoshop. Немного подправляем форму бороды и головы.

Части целого


Фотороботы, или, говоря профессиональным языком, субъективные портреты, эксперты составляют со слов потерпевших или очевидцев преступления. Раньше их рисовали профессиональные художники, поэтому процесс занимал больше времени. Однако в 1952 году француз Пьер Шабо придумал термин и саму идею составлять изображение преступника из фрагментов разных снимков. Его идею развили и усовершенствовали. Сегодня в распоряжении специалистов лицензионная программа, в которой буквально по кусочкам можно собрать любое лицо. В базу вбиты сотни глаз, носов, бровей, подбородков и даже морщин. Одни — нарисованные, другие — нарезки из фотографий реальных людей.

— Невозможно создать базу всех возможных вариантов форм губ, носов и бровей. Поэтому субъективный портрет может отличаться от изображения реального человека. Хороший результат, если получается добиться 80-процентного сходства, — перед началом эксперимента сделал оговорку Александр Батура, главный эксперт отдела дактилоскопических и портретных экспертиз центрального аппарата ГКСЭ.

Вообще, субъективные портреты теперь составляются редко. Поиск преступников облегчают камеры видеонаблюдения. Но если злоумышленник не попал в камеру, а свидетель хорошо запомнил его лицо, то субъективный портрет — оптимальное решение.


Вспомнить все


Сначала составляем портрет моей коллеги Юлии. Первые заданные экспертом вопросы касаются ее расы, пола и возраста. Выяснив детали, приступаем к работе. Начинаем с овала лица, затем подберем волосы. Забегая немного наперед, скажу, что для каждого элемента внешности в базе более ста вариантов. Только представьте, сколько элементов нужно пересмотреть и примерить, чтобы получилось похожее лицо!

— Результат зависит от вашей наблюдательности и от того, насколько хорошо у вас развито образное мышление. Поэтому с представителями творческих профессий работать легче, — листая увесистую базу, обнадеживает меня Александр Батура.

Пристально вглядываюсь в каждый овал лица, пытаясь угадать в нем черты коллеги. Миссия «вспомнить все» кажется невыполнимой. «Вот этот. Нет, не он. Может, тот? Или нет? Погодите! Давайте лучше вот этот», — показываю на совершенно непохожие друг на друга овалы лица, но эксперт терпеливо примеряет каждый.

— Мы воспринимаем внешность друг друга субъективно, — успокаивает меня Александр Батура. — Для маленького ребенка вы взрослая тетя, а для человека средних лет — юная девушка. Один запомнит человека вплоть до родинки на лице, а другой обратит внимание только на явные отличия вроде оттопыренных ушей. Женщины более внимательны к мелочам. Они запоминают не только цвет глаз, но и их форму. А мужчины скажут: «Сойдет, лепите эти». Эти субъективные факторы отражаются на результате. Поэтому фотороботы одного подозреваемого, составленные по отдельности разными свидетелями, могут лишь отдаленно походить друг на друга.

Более часа напряженной работы — и первый фоторобот готов. И это при том, что Юлию я вижу в редакции практически каждый день!

Спустя полчаса Александр Батура по моему описанию уже подобрал форму лица и прическу для Юлии и перешел к чертам лица. Когда углубляемся в детали, становится сложнее. Оно и понятно: даже знакомое лицо воспринимается целостно, представить его в деталях сложно. Но мы уверенно движемся сверху вниз: лоб, брови, глаза, нос, губы… Здесь выясняется, что важно соблюсти пропорции, потому каждый элемент можно растянуть, поднять или опустить. О боги! Кажется, мы застряли здесь надолго.

Результат налицо


Более часа напряженной работы — и первый фоторобот готов. И это при том, что Юлию я вижу в редакции практически каждый день! Тут начинаю понимать, каково людям, описывающим преступника, которого они видели всего несколько секунд. Да где там запомнишь ширину бровей грабителя, когда у тебя из рук вырывают телефон.

За работой обсуждаем фоторобот, который окрестили самым худшим в истории. Его составили в США в штате Техас. И даже по нему преступника, виновного в ограблении с отягчающими обстоятельствами и непристойном обнажении, опознали…

Когда фоторобот готов, даю Александру Батуре Юлину фотографию, он сравнивает ее с получившимся портретом и называет отличительные признаки внешности:

— У девушки миндалевидные глаза, своеобразная форма подбородка, ямочки на щеках и примечательный изгиб брови.

Вот что значит профессионал. Я ни на одну из этих деталей внимания не обратила.

Следом приступаем к составлению фоторобота моего коллеги Ильи. Тяжело вздыхаю от мысли, что всю вышеописанную процедуру придется повторить. В целом черты помню. Но вспомнить форму глаз и носа сложно.


Дьявол в деталях


С начала эксперимента прошло несколько часов. Я выжата как лимон, все для меня стали на одно лицо.

— Чем дольше человек рассматривает фрагмент, тем больше сомневается. Не всматривайтесь долго в одни брови, — советует мне Александр Батура.

Когда лицо почти готово, я вдруг понимаю, что брови не те. Эксперт немного разводит брови фоторобота — и портрет сразу становится узнаваем. Готовый фоторобот Ильи дорабатываем в Photoshop. Немного подправляем форму бороды и головы. Кстати, родинки и шрамы можно также дорисовать в графическом редакторе.

В завершение эксперимента смотрю на итог многочасовой работы. Сходство есть, но отдаленное. Если бы Илья украл у меня сумку, то по составленному с моих слов фотороботу его бы вряд ли нашли. Кажется, наблюдательность — это просто не мое.

— Сразу бросается в глаза наличие усов и бороды, — Александр Батура сравнивает фото Ильи и его фоторобот, перечисляет признаки, на которые он бы в первую очередь обратил внимание. — Борода с вертикальным элементом, который идет от нижней губы. Это серьезная особенность. Еще броская примета — форма ушей. Верхний край уха треугольной формы, противокозелок (небольшой хрящевой выступ на внешнем ухе, в передней части ушной раковины у человека. — Авт.) заметно выступает.

Вернувшись в редакцию, показала Юлии и Илье их фотороботы. Оба от души посмеялись, мол, вот, значит, какими ты нас видишь. Ну а я теперь на планерках внимательнее изучаю внешность своих коллег: противокозелки на ушах и углы изгиба бровей. Мало ли что…

НУ  И  НУ!

В 2015 году британская телерадиокомпания Би-би-си поставила совместно с генетиками-криминалистами из Левенского католического университета (Бельгия) эксперимент по созданию фоторобота «преступника» исключительно на основе его ДНК. Группа генетиков применила к полученным образцам ДНК свои разработки в области «молекулярного фоторобота» и построила на их основе изображение лица предполагаемого «преступника». Наложение полученного фоторобота на фотографию человека показало, что основные черты были действительно реконструированы верно.

КСТАТИ

В Первомайском районе Минска было совершено хищение имущества из квартиры. Сотрудники милиции нашли очевидца, который мог опознать преступника. Эксперты со слов свидетеля составили субъективный портрет предполагаемого преступника. После этого вместе с очевидцем был произведен просмотр баз данных лиц, ранее привлеченных к административной и уголовной ответственности. В ходе процедуры очевидец опознал лицо, совершившее преступление.

gorbatenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter