У некоторых водителей плохие анализы

Может ли водитель по ходу движения смотреть сериал?

В череде общественных претензий к таксистам в последние недели добавилась еще одна: обилие гаджетов в салоне. Точнее, использование этих многочисленных устройств водителем во время движения. Считается, что разговоры по мобильнику за рулем увеличивают шансы попасть в аварию в 4 раза. А если, помимо смартфона и навигатора, у таксиста перед глазами еще парочку устройств? Во сколько раз увеличивается риск? Такой статистики нет, и пассажиры ставят вопрос ребром: где разумная грань между техническим прогрессом и безопасностью?
Фото  Артура  ПРУПАСА.

В интернете недавно горячо обсуждался факт, озвученный минчанкой: приехавший по вызову таксист во время движения решал по телефону личные вопросы и попутно — внимание! — смотрел на планшете сериал. Фото прилагалось. Мнения по этому поводу разделились. Одни были уверены, что это шоферский беспредел и вопиющее нарушение правил дорожного движения. Вторые осаживали: мол, нечего придираться к профессионалу, в качестве фона сериал вполне сойдет, а пассажирка могла бы просто попросить выключить планшет. Увы, практически все спорщики, обсуждая инцидент, обошли вниманием то, что таксист вдобавок разговаривал по телефону. Видимо, подобное явление привычно и не вызывает явного отторжения. Между тем именно эта проблема в свое время стала камнем преткновения между шоферами и ГАИ. А более навороченные и разноплановые прибамбасы рядом с водителем — это уже продолжение темы. И разрешить проблему — если таковая возникнет — будет, пожалуй, непросто, ведь даже запреты на телефонные разговоры и эсэмэски за рулем вводились постепенно. Скажем, в ПДД образца 2003 года пользование мобильным во время движения транспортного средства допускалось, только если оно оснащено комплектом громкой связи и (или) устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук. В современной версии правил речь идет уже об «аппарате радио– и телефонной связи» без соответствующего технического устройства.

Фото  Павла ЧУЙКО.

Впрочем, есть в ПДД пункт 9.6, в соответствии с которым водитель обязан не выполнять действий, которые отвлекают его от управления. Имеется еще и пункт 9.7, где шоферу предписывается обеспечить безопасные условия перевозки пассажиров. Казалось бы, вот оно, лекарство против любителей пользоваться гаджетами за рулем! Но не все так просто. Чтобы зафиксировать даже такое распространенное нарушение, как разговор по мобильнику, и остановить водителя, сотрудникам ГАИ надо хорошенько потрудиться. Либо они работают в паре и передают друг другу информацию о нарушителе, либо используют фототехнику с дальнозорким объективом при съемках встречных и попутных машин. Дополнительное доказательство — детализация всех звонков сидевшего за рулем. Особые приметы болтливых водителей известны: левая рука не на руле, замедленная реакция на дорожную ситуацию, взгляд направлен не в сторону дорожного полотна. Но как быть с шофером–киноманом, у которого в руках только руль, но он все равно отвлекается?

— Если автомобиль, водитель которого смотрел видео во время поездки, попадет в ДТП, то просмотр фильма, наверное, может быть учтен в процессе разбирательства как отягчающее обстоятельство, — говорит начальник отдела агитации и пропаганды ГАИ ГУВД Мингорисполкома Сергей Зараник. — Вопрос в другом: легко ли доказать, что человек это делал? С разговорами по мобильному телефону проще — процесс виден сразу. А тут со стороны не заметно, отвлекал ли просмотр сериала от дороги или нет.


В Госавтоинспекции пока не разделяют тревогу пассажиров, полагающих, что с засильем гаджетов рядом с водителем надо что–то делать. В конце концов, в наше время мало кто обходится в дороге без электронных помощников, будь то навигатор или современный медиацентр. А обсуждаемый случай в ГАИ считают, скорее, исключением из правил. Но это не означает, что водителю позволено все. Есть ведь здравый смысл: гаджеты должны помогать, а не отвлекать. Кстати, за 4 месяца на территории Минска зарегистрировано снижение числа дорожно–транспортных происшествий с пострадавшими на 28,7% в сравнении с аналогичным периодом 2016 года. При этом на 50% увеличилось количество ДТП, совершенных по вине водителей в состоянии опьянения. Основные же причины автоаварий — нарушения водителями правил проезда пешеходных переходов, перекрестков, правил маневрирования и неправильный выбор скоростных режимов. Словом, пьяный водитель пока намного опаснее технически оснащенного...

Внеплановый киносеанс в такси.
Фото  auto.tut.by.

В будущем, однако, не исключено, что проблема гаджет–зависимости может сыграть злую шутку с водителями. Уже сейчас в стране растет число детей, не мыслящих свою жизнь без различных девайсов. Пока это приносит только медицинские проблемы: по словам заведующей лабораторией проблем здоровья детей и подростков РНПЦ «Мать и дитя» Маргариты Девялтовской, как минимум каждый четвертый ребенок в возрасте до 18 лет имеет избыточный вес, плохую осанку, подсевшее зрение. Из–за недостатка живого общения порой возникают психологические проблемы. А ведь через несколько лет этот ребенок подрастет и, скорее всего, захочет получить водительские права. Как будет вести себя за рулем человек с гаджет–зависимостью?

В МВД, кстати, уже ограничили применение гаджетов во время сдачи в ГАИ теории, внеся в апреле изменения в Инструкцию о порядке приема квалификационных экзаменов на право управления механическим транспортным средством. Что, несомненно, подстегнет будущих водителей пользоваться при получении прав, а впоследствии, хочется надеяться, и на дороге, своими мозгами, а не различными умными устройствами.

Клетка для гаджета


Недавно британское подразделение компании Nissan представило технологию Signal Shield, способную полностью глушить сигнал смартфона и тем самым избавить водителей от необходимости отвечать на звонки. На помощь разработчикам пришел открытый почти два века назад ученым Майклом Фарадеем принцип, получивший название «клетка Фарадея». Тонкая сеть из хорошо проводящего электричество материала, встроенная в емкость подлокотника, создает для гаджета надежный экран от радиоволн. Закрыл крышку — и никакие звонки, СМС–сообщения и прочие уведомления приходить не будут. Авторы идеи рассчитывают, что технология позволит снизить риск ДТП. Разумеется, если сам водитель пойдет здесь навстречу. Будет ли внедрен экранирующий бокс в серийное производство, пока неясно.

Вопрос ребром


Что делать встревоженному пассажиру?

Тем, кого смущает водитель, постоянно отвлекающийся на множество электронных устройств во время поездки, следует знать, что действующим государственным стандартом СТБ 1731.1–2007 «Услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом» предусмотрены требования к работе автомобилей–такси. Согласно этому документу у автоперевозчика должна быть книга замечаний и предложений, информация о месте нахождения которой указывается в салоне. Пассажирам должна быть обеспечена безопасность в соответствии с правилами дорожного движения. В случае поступления информации диспетчеру такси о нарушении, допущенном водителем, он должен сообщить об этом перевозчику для принятия соответствующих мер воздействия. Так что если беспокоитесь за свою безопасность — попросите таксиста выключить планшет. Не нашли консенсуса — жалуйтесь.

Что гласит закон?


Нарушение лицом, управляющим транспортным средством (за исключением водителей транспортных средств оперативного назначения), правил пользования радио– и телефонной связью во время движения влечет предупреждение или штраф в размере до 2 базовых величин (часть 4 статьи 18.14 КоАП).

За нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил перевозки пассажиров или грузов положено предупреждение или штраф в размере до 4 базовых величин (часть 5 статьи 18.14 КоАП).

nesterov@sb.by

Версия для печати
Александр,53,Бобруйск
Я бы назвал поведение не только таксистов,но и абсолютно всех водителей,как профессионалов,так и любителей возмутительным,требующим немедленного введение уголовной ответственности за разговоры за рулём по мобильной связи без соответствующей гарнитуры,как-то сделано в ЕС.
Иван г.Кричев
Ну так и у нас есть соответствующее наказание,только с уголовной это уже слишком.
АЮВ
 Это как у Гамлета: "Быть или не быть? Вот в чем вопрос." В данном случае он, по моему, не уместен, так как очевиден. Не быть. А сейчас шутка-юмора: Согласно статистики. В этом вопросе, она, как раз, есть. 19% всех ДТП совершаются водителями в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Но 81% ДТП, совершаются же трезвыми. Я бы к трезвым водителям садиться в авто не рискнул. Чревато, однако.  
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?