Цена на нефть опять рванула вниз

У некоторых стран плохие анализы

Цена на нефть опять рванула вниз, добавив неопределенности в сложную экономическую повестку
Цена на нефть, продержавшись несколько месяцев на уровне выше 65 долларов за баррель, опять рванула вниз, добавив неопределенности в сложную и без того экономическую повестку. Американские эксперты уже успели усмотреть в нынешнем падении долгосрочный тренд и предрекают его продолжение. Так ли?

Ни одна вещь на свете не стоит больше, чем за нее готовы платить. Даже несмотря на острую потребность современного цивилизованного мира в энергоносителях, это утверждение, как показывает опыт последнего года, верно и в отношении нефти. Привыкнув к стабильно высоким ценам на нее, мы, кажется, уже стали забывать, что цена на любой актив всегда определяется балансом спроса и предложения, и сейчас он складывается далеко не в пользу стран — экспортеров углеводородов.

Глобальным фактором, приведшим к такой ситуации, можно назвать четкую тенденцию к снижению энергоемкости мировой экономики. Последние годы, несмотря на стабильный рост совокупного валового продукта, потребление энергии остается на прежнем уровне. К тому же с каждым годом все меньшую долю в нем занимает ископаемое топливо: Европа постоянно ищет альтернативные источники энергии и, надо сказать, добилась в этом определенных успехов.

Еще более активно способствуют снижению цены барреля США. Начало разработки сланцевых месторождений в Новом Свете называют одной из ключевых причин прошлогоднего падения. Наблюдавшееся с 70–х годов прошлого века сокращение добычи в Америке сменилось бурным ростом и привело к обвалу мировых цен на энергоносители. Нынешнее снижение тоже без них не обошлось: добыча сланцевой нефти, ставшая убыточной в феврале, снова активизировалась при 60 долларах за баррель. Судя по всему, в ближайшее время эта технология станет ограничительным фактором, не дающим ценам на «черное золото» подняться.

А тут еще и вести с востока. В Китае кризис фондового рынка. Сам по себе он не несет большой угрозы: подобные события регулярно происходят по всему миру. К тому же китайское правительство активно участвует в разрешении кризиса. Опасения, вызываемые параллелями с августом 1998 года, когда в результате обвала на биржах Юго–Восточной Азии нефть продавалась по 8 долларов за баррель, что спровоцировало дефолт в России, беспочвенны. Цены пока отстоят далеко, да и россияне лучше подготовлены: у них в закромах пока хватает резервов.

Вопрос в другом: экономика Поднебесной, много лет служившая мировым локомотивом, ныне перестала демонстрировать двузначные темпы роста. В прошлом году прирост ВВП составил 7,4%. В этом году прогнозируется еще ниже — около 7, причем западные эксперты называют эту оценку завышенной. А ведь Китай многие годы был и остается крупнейшим импортером нефти, чем способствовал значительному росту спроса на нее и как результат цен.

Сохранить стоимость барреля на прежнем уровне могло бы помочь одновременное снижение поставок на мировой рынок странами–производителями. Именно с этой целью в свое время создавалась ОПЕК. Несколько раз в течение прошлого века этой организации удавалось обуздать падающие цены, а в первой половине 70–х — вызвать бурный рост. Однако нынче влияние стран — членов ОПЕК на мировой рынок сократилось, к тому же осуществлению картельного сговора препятствует взаимное недоверие. Ведь в большинстве стран — экспортеров нефти углеводороды — основной источник наполнения бюджета. В России он приносит порядка половины всех доходов казны, в других странах — еще больше. Следствие: в условиях обвала цен поставщики стараются компенсировать потери за счет наращивания объемов. Нефтедобывающие страны последние полгода рапортуют о рекордных объемах добычи, что, в свою очередь, еще сильнее толкает цены вниз. Саудовская Аравия к тому же такой политикой надеется задушить сланцевых производителей в США.

Что касается Беларуси, то нам в отсутствие крупных залежей углеводородов, казалось бы, стоит радоваться наметившейся тенденции, однако здесь не все так просто. Порядка трети нашего экспорта завязано на Россию, которая сейчас переживает не лучшие времена. Кроме того, в числе крупнейших налогоплательщиков страны — нефтеперерабатывающие заводы.

Так что нефть можно с уверенностью назвать кровью всей мировой экономики. Однако использование ее в качестве единственного фундамента для развития может сыграть злую шутку, что мы сейчас наблюдаем на примере России. Цена на углеводороды зависит от слишком большого числа факторов и в критический момент легко может превратиться из надежной опоры в карточный домик, который того и гляди рухнет.

ivan.syulzhin@yandex.ru

Советская Белоруссия № 132 (24762). Среда, 15 июля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter