«У нас же не шоу-бизнес, где все друг друга локтями распихивают»

МОЖНО сколько угодно расписывать планы, ставить задачи… Но эффективность, жизнеспособность любого начинания все равно зависит от конкретного профессионала. Не просто исполнителя, а человека созидающего. Елена АЛИСЕЕВА (на снимке), оператор машинного доения ЗАО «Нива» Шкловского района, обладательница звания «Человек года-2012» на Могилевщине, — одна из таких, несомненно. Яркий пример оператора машинного доения, близкого к идеальному. Того, который нужен белорусскому животноводству на нынешнем непростом этапе модернизации.

Одна из лучших доярок страны, «Человек года-2012» на Могилевщине, Елена Алисеева в интервью «БН» ставила себя на место министра и представляла владелицей собственной фермы...

МОЖНО сколько угодно расписывать планы, ставить задачи… Но эффективность, жизнеспособность любого начинания все равно зависит от конкретного профессионала. Не просто исполнителя, а человека созидающего. Елена АЛИСЕЕВА (на снимке), оператор машинного доения ЗАО «Нива» Шкловского района, обладательница звания «Человек года-2012» на Могилевщине, — одна из таких, несомненно. Яркий пример оператора машинного доения, близкого к идеальному. Того, который нужен белорусскому животноводству на нынешнем непростом этапе модернизации.

— Ну и как вам, Елена Петровна, живется в последнее время? На всю область прославились… Что-то в вашей жизни поменялось?

— Может, кто и любит похвалы и награды, а я хочу жить скромно, работать на совесть. Слава, шумиха — не для меня.

— Подсчитывали, сколько годков отдали фермскому делу?

— Коров доить начала с 1989-го. Тружусь, как и многие, честно, до седьмого пота. Разве мало таких людей у нас? Сама не знаю, отчего вдруг к моей персоне такой интерес?

— Просто вы — профессионал, обошедший многих. А это дорогого стоит. Наверное, успешные операторы машинного доения «выходят» из семей потомственных животноводов…

— Нет, я как раз из семьи, далековатой от фермского дела. Хотя, правда, сельчанка по рождению — из местной же деревни Заходы. И жить в городе вряд ли смогла бы. А потянулась на ферму, еще ту, старенькую, вслед за… соседкой. Она не возражала, чтобы дочка соседская иногда прибегала подсобить. Потом я так здесь и осталась, только уже на свой хлеб пошла.

…Недавно дом новый нам дали — буквально через поле. И я тут тружусь — на МТК № 2 деревни Евдокомовичи. Живу как все. Деток, а их трое, с мужем растим. Ничего необычного.

— Но не каждая доярка, не на каждой ферме способна повторить, а тем более превзойти ваш прошлогодний результат. Не хотите поделиться секретами мастерства? Не кажется, что с вводом новых молочно-товарных комплексов роль когда-то просто доярки, а теперь — оператора, несколько теряет свою значимость? В то же время со всех сторон только и слышно, что хорошую доярку днем с огнем не сыскать. Парадокс?..

— Я не думаю, что для нашего хозяйства это большая проблема. Более того, даже не понимаю до сих пор, почему именно меня выдвинули на звание «Человек года-2012» в области? Ведь из пяти операторов, обслуживающих на нашем МТК № 2 под тысячу голов дойного стада, четыре вышли за рубеж, превышающий 9 тысяч литров! Стараемся…

— Справляются? Больше не нужно?

— Вполне достаточно такого количества, тем более что оборудование фирмы «Вестфалия» позволяет добиваться неплохих результатов — дойка организована четко, нагрузка чисто физическая на оператора — не сравнить, что на фермах менее современных, — вторит словам Елены Петровны начальник МТК № 2 Андрей Козлов.

— Любопытно, а в условиях такого современного комплекса есть жесткая внутренняя конкуренция между доярками? Стремитесь как-то превзойти результаты друг друга? — продолжаю допытывать Елену Петровну.

— Нет, такое стремление — обогнать, перегнать, обойти — не про нашу работу. Принцип скорее такой: никто никуда не спешит, каждый старается делать свою работу по возможности без ошибок и старательно. Зависть к успехам друг друга? У нас же не шоу-бизнес, где все друг друга локтями распихивают. Нам важно, чтобы в целом по МТК были стоящие показатели…

— Можете с ходу, до литра, назвать свой прошлогодний показатель, принесший вам звание «Человек года» на Могилевщине?

— Ой, ну это вы меня, как на уроке, проверяете? Примерно скажу, но чтобы до литра… Лучше напишите — работала, чтобы не хуже, чем у других, выходило.

— Но ведь получить, как вы в 2012-м, в среднем по 9170 литров от коровы — в целом выходит серьезный молочный вал. Можете как-то разложить успех на проценты?

— С процентами давайте не будем «связываться». Скажу проще, без цифр: условия работы, качество стада, организация труда, естественно, гораздо выше, чем на прежней ферме. Доить в бачки и работать в условиях, когда оборудование облегчает тебе производственную жизнь, — две разные вещи. Автоматика, одним словом. Многое сегодня поменялось в труде доярки — она стала действительно оператором, а не труженицей «по семи фронтам». Когда и доишь, и бочки таскаешь, и корма раздаешь — мало ли какие еще надобности возникали во время работы на старой ферме? Правда, теперь в Заходах, на МТФ моей прежней, молокопровод сделали — все легче…

— А если пофантазировать и представить вас в роли… министра сельского хозяйства?..

— О, интересно…

— Да не просто в роли, а еще и с заданием соответствующим: деньги есть, нужно построить ферму, близкую к идеальной, для Беларуси. Взялись бы?

— Нужно, по идее, выбирать между большой и маленькой? Типа нашего МТК № 2 и МТФ в Заходах? Если рассуждать, исходя из моего опыта работы на двух типах ферм, то, конечно, с точки зрения облегчения нашего, доярок, труда — крупный МТК «обставляет» небольшую, пусть и оснащенную молокопроводом, ферму. Но это вовсе не значит, что старые объекты нужно «поголовно» снести. Возможно, при хозяйском подходе от них можно поиметь неплохую выгоду.

— Скажите, коль на крупном МТК доярке приходится куда меньше «пахать» руками, то не означает ли это, что она должна быть едва ли не… дипломированным специалистом?

— …То есть работать больше головой? Я бы не сказала, что, перейдя на МТК, стала чувствовать себя работником более высокого уровня, полета, что ли. Вообще, никогда не стремлюсь «выпрыгнуть» из той роли, которую должна «играть». То есть строгое выполнение всех технологических требований, дисциплина, старательность, ответственность. А претендовать на чужой хлеб?.. Наверное, дело специалистов — пораскинуть мозгами, чтобы озадачить нас с пользой для дела. А меня даже слава внезапная не заставила чувствовать себя кем-то уж очень значительным. Ну, работаешь — работай, вот и вся философия.

В целом неплохо идут дела в нашем ЗАО. Значит, вполне могут быть отсюда и другие люди, которым дадут, быть может, и еще более почетные звания.

— Давайте представим себе ситуацию: вы обзаводитесь своей, сугубо частной, фермой. На какую она будет смахивать?

— По размаху дела? Однозначно — на ту, что в Заходах. Лучше меньше — проще управляться! Ведь чтобы всё работало как часы, при большом-то размахе, приходится тратиться, и немало. Имею в виду не только деньги, конечно. Большая махина — большие хлопоты… А стране, как правильно говорится, нужно больше молока — дешевого, малозатратного. Но, повторюсь, это видение с моей, очень «скромной», колокольни.

— Елена Петровна, наблюдая за своими рогатыми «подопечными», можете ответить на вопрос — адаптировались ли белорусские буренки к переходу на большие МТК? Тут имеется в виду черно-пестрая порода… Или есть смысл изобретать некую новую, усовершенствованную — именно с учетом мега-фермского размаха в наших реалиях?

— Думаю, да… Процесс адаптации идет нормально. Вообще, черно-пестрые рогули довольно неприхотливы. Их можно перебрасывать, ставить в разные условия — держатся неплохо. Но пусть в любом случае ученые думают, пробуют, экспериментируют! И нам, практикам, тоже будет интересно иметь дело с животными, от которых, возможно, когда-нибудь сможем получать и в два раза большие удои.

— Чувствуете, что ваш прошлогодний результат — некий предел, а дальше  нет смысла наращивать удой?

— Почему же? Корова, если к ней найти нужный, оптимальный подход, может дать больше. Вопрос в том, насколько все это будет действительно прибыльно. Как говорят в народе, стоит ли овчинка выделки?

— Но насколько реально при таком огромном дойном поголовье, как на вашем МТК, находить индивидуальный подход к отдельному животному, эффективно вычленять из общей массы действительно высокопродуктивных особей?

— Да, в самом деле есть момент одинаковости в подходах. Загоняем — доим — выгоняем. Поточность — налицо. Впрочем, не исключаю, что те же ученые головы придумают, как быть в этом вопросе. Ведь мы еще только, по сути, «обживаемся» на таких больших комплексах. Может, не все еще умеем, где-то — учимся, прямо по ходу дела.

— Как видно, лично у вас — все очень даже неплохо получается. Благодарю за беседу. Успехов и в дальнейшем!

— И вам спасибо — за внимание газеты к нашей работе, в первую очередь…

Беседовала Инна ГАРМЕЛЬ, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter