«У нас служил даже Янка Купала»

НАЧАЛЬНИК Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны полковник Сергей НОВИКОВ рассказал «БН» о жилищных условиях, новейших образцах техники и достижениях воинов-транспортников.

В Слуцке на базе 30-й Краснознаменной отдельной железнодорожной бригады проходят торжества, посвященные Дню железнодорожных войск

НАЧАЛЬНИК Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны полковник Сергей НОВИКОВ рассказал «БН» о жилищных условиях, новейших образцах техники и достижениях воинов-транспортников.

— Сергей Иванович, расскажите, пожалуйста, какие задачи стоят перед транспортными войсками в мирное время?

— Силовыми структурами Беларуси используются в мирное время и планируются к использованию в военное все виды путей сообщения и транспортных средств в целях перемещения войск и воинских грузов. Именно для обеспечения длительной службы транспортных коммуникаций и предназначены наши войска.

Кроме железнодорожной бригады, в состав транспортных войск входят автомобильная и дорожно-мостовая бригады, управление военных сообщений, 899-й склад материально-технического обеспечения. Войска участвуют в реализации трех государственных программ: «Дороги Беларуси», «Развитие лесного хозяйства» и «Торф». Воины размещены в четырех военных городках. С 2006 года в Слуцке, Жодино и Минске ряд военнослужащих транспортных войск получили служебное жилье. Также они строят жилье в ЖСК Министерства обороны.

— У каждого воина своя «стрела». Например, в войсках ПВО — радары и зенитные ракеты. А для воина-транспортника что главное оружие?

— Это высокомобильная и универсальная техника и имущество для решения задач транспортного обеспечения. Отдельные образцы проходят опытную эксплуатацию и готовятся к принятию на вооружение: машины на комбинированном ходу МАЗ-бЗОЗ-кх, универсальная многоцелевая путевая машина легкого типа МКЖ-416 на базе трактора «Беларус»… Российскими коллегами с представителями Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны разработаны сборно-разборные пролетные строения и модульные надстройки временных мостов из композиционных материалов под современные нагрузки военной техники.

— Она пройдет там, где многие увязнут, даже в самой глуши… Готовите специалистов для выполнения самого широкого круга задач народного хозяйства страны?

— Создана уникальная система подготовки специалистов. В 2003 году в Белорусском государственном университете транспорта открыт военно-транспортный факультет. В его стенах ныне обучаются те, кто составляет костяк воинов-железнодорожников. Профессиональный потенциал вуза позволяет это делать на уровне мировых стандартов в области проектирования и эксплуатации подвижного состава и инфраструктуры транспорта, а также использования транспортных коммуникаций в целях военной безопасности государства. Высшее военное образование офицеры транспортных войск получают на командно-штабном факультете Военной академии Республики Беларусь и Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева Министерства обороны России. Что же касается прапорщиков и младших специалистов, то их готовят на базе 72-го гвардейского объединенного учебного центра Вооруженных Сил и школы подготовки младших специалистов транспортных войск в Слуцке по 16 специальностям.

— Сборная офицеров Департамента транспортного обеспечения неоднократно занимала призовые места в спортивных состязаниях среди структурных подразделений Министерства обороны…

— Да, и все благодаря тому, что многое делается для развития спорта и физической культуры в гарнизонах. Спортивные праздники проводятся не для галочки, а с приглашением жителей, местных властей и школьников. При этом преследуется цель не только популяризации спорта и здорового образа жизни, но и патриотического воспитания подрастающего поколения, пропаганды службы в таких войсках.

— Малоизвестный факт: в железнодорожных войсках служил народный поэт Беларуси Янка Купала. Остались ли воспоминания о классике на службе железнодорожником?

— Действительно, говоря об истории железнодорожных войск в Беларуси, нельзя не упомянуть тот факт, что в 1916—1917 годах в железнодорожных войсках царской России, а точнее, в Варшавском округе путей сообщения, обслуживавшем линии Виленского военного округа, проходил службу Иван Доминикович Луцевич — народный поэт Беларуси Янка Купала. Он возглавлял подразделение по валке леса при заготовке шпал для строительства железной дороги в нескольких километрах от Полоцка, на небольшой станции Боровуха. Уже тогда офицер Луцевич пробовал себя в поэзии, на бумагу ложились строки стихов, вошедшие затем в цикл «На вайсковыя матывы». Но, к сожалению, история не сохранила архивных материалов и воспоминаний о службе военного железнодорожника Луцевича. Мы сделали все, чтобы увековечить и этот его шаг по родной земле. По инициативе музея и фонда Янки Купалы на здании железнодорожного вокзала станции Боровуха установлена мемориальная доска…

Константин КОВАЛЕВ, «БН»

Фото автора

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter