Белорусы быстро «подсели» на маркетплейсы. Удобный сервис. Тысячи производителей из разных стран, сотни тысяч наименований товаров… Достойный шопинг доступен из удобного кресла со смартфоном в руках. Беларусь восприимчива к новым технологиям. Но у белорусов есть национальная особенность — чувство справедливости. И на бытовом, и на государственном уровнях. В стране рады любым инновациям. В том числе и в сфере торговли. Но при условии, что компании работают честно, порядочно,
соблюдая законодательство и на благо людей, а не с беспардонной борзотой набивают свои карманы за счет белорусов. А если кто-то думает иначе, то в государстве есть политическая воля, чтобы поставить сомневающихся на место. И такая поучительная история недавно произошла с маркетплейсом «Wildberries». Позволив себе бестактность по отношению к белорусским покупателям, компания, видимо, и не подозревала, что вопросы потребительского рынка стоят на личном контроле Главы государства. Поэтому «разбор полетов» наступил быстро, был принципиальным, и точка в этом деле была поставлена железобетонная.
Иллюстративное фото
Многие крупные маркетплейсы — трансграничные компании. «Головная» фирма зарегистрирована в одной стране, товары на электронной площадке выставляют производители из других стран, продажи происходят в третьих… Будем откровенны: иной раз в своих интересах маркетплейсы начинают жонглировать правовыми нормами. Мол, мы же в Беларуси осуществляем только доставку. А покупаете вы товар не у нас. Словом, пользуются хитросплетениями транснационального статуса. Специалисты скажут: существуют правовые коллизии. Они обсуждаются на профильных конференциях. По своей сути маркетплейсы —виртуальные компании. Но денежки-то берут с наших покупателей реальные. И не всегда честно.
С «Wildberries» же что получилось? Маркетплейс стремительно ворвался на рынок благодаря своей бизнес-модели: возможности заказать несколько единиц товара, примерить их прямо в пункте выдачи и оплатить подходящие покупки. Именно благодаря этой опции бренд стремительно завоевал внушительную долю на рынке электронной торговли.
Но в определенный момент с торговой площадкой стали происходить разные странности, идущие вразрез с клиентоориентированностью. К примеру, в сентябре маркетплейс свои издержки на логистику решил переложить на покупателей, введя плату за возврат товаров. Если какая-нибудь вещь не подходит, то вернуть ее можно за деньги. Цена возврата колебалась от одного до почти четырех рублей. Причем комиссия никак не была привязана к стоимости возвращаемого товара.
— Я постоянно заказывала в «Wildberries» своим малышам шапочки, рукавички и разные другие вещи, — говорит одна из покупательниц Людмила. — Цены были доступные. Определить точно размер у детей сложно, поэтому заказывала сразу несколько вещей и обычно покупали те, которые лучше всего подходили. Плата за возврат стала для меня проблемой. Если юбочка стоит 8—10 рублей, то платить за возврат 3—4 совершенно несправедливо.
И незаконно. По белорусскому законодательству продавец должен принимать качественный товар без взимания всякой платы. Поэтому Министерство антимонопольного регулирования и торговли выписало «Wildberries» предписание. Ему вняли, и платный возврат исчез. Но прошло чуть больше двух месяцев, и опция снова появилась. Причем подленько: под самые новогодние покупки, 9 декабря. В этот период люди активно ищут подарки друзьям и родственникам, поэтому иной раз готовы заплатить и несправедливую таксу.
— В декабре я заказала четыре пары кроссовок: две модели в двух размерах. На фото в интернете не всегда легко понять, что подойдет по размеру и как будет смотреться, — объясняет причины заказа нескольких пар одна из пользователей этой торговой площадки Любовь. — После примерки я приобрела одну пару, а от трех отказалась. Возврат каждой пары стоил 3,9 рубля. В общей сложности я заплатила за него около 12 рублей. Таким образом, кроссовки, которые стоили 175 рублей, обошлись мне почти в 187. Плата за возврат списывалась с карточки, привязанной к маркетплейсу, тремя отдельными транзакциями в течение нескольких часов.
Впрочем, не только Любовь, но и других пользователей возмутило такое поведение маркетплейса, и в МАРТ посыпались жалобы. Ведомство отправило новое предписание. Его проигнорировали. Тогда документы передали в суд. Но испугаешь ли такие компании Фемидой?! Тем более дело административное. 17 января суд вынес решение: должностные лица за невыполнение предписания получили два штрафа: девять и десять базовых величин. Слезы по сравнению с оборотами виртуального торговца. И объемом платы за возврат. Видимо, компания надеялась и дальше игнорировать законодательство и требования органов государственного управления по его соблюдению, уплачивая штрафы. Экономически это было однозначно выгодно. Правда, не учли, что в Беларуси вопросы потребительского рынка находятся на контроле на самом высшем уровне.
Всем известно ключевое требование Президента: работать и по закону, и по совести. И случай в «Wildberries» не прошел мимо Главы государства. Реакция последовала незамедлительно: Александр Лукашенко поручил Комитету государственного контроля оперативно разобраться в ситуации. Восстановить справедливость и жестко поставить точку в этом деле раз и навсегда. Как говорится, железобетонно.
— Была проведена соответствующая беседа с руководством компании, как белорусским, так и российским, — отметил председатель КГК Василий Герасимов. — С их стороны получены заверения о недопустимости подобных действий в будущем.
А в настоящем благодаря вмешательству первого лица «Wildberries» быстро исправился. Еще до судебного заседания исчезла плата за возврат товара. А всем пострадавшим гражданам в течение двух дней вернул все средства, незаконно полученные за эту «услугу».
Наши покупательницы Любовь и Людмила подтвердили: деньги вернули таким же образом, как и списали с карточек.
Кстати, маркетплейс поживился на кошельках более 120 тысяч человек и вернул им более 1,1 миллиона рублей. Теперь понятно, почему компания не боялась судов: штрафы блекнут перед объемами не совсем законной выручки.
Министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов напомнил: в Беларуси не заинтересованы в уходе любого игрока с рынка, но и нарушать закон никому не позволят.
Позиция Президента по потребительскому рынку принципиальная и непоколебимая: все игроки должны соблюдать закон и вести честный бизнес. А перекладывать на белорусских покупателей свои издержки или зарабатывать на дополнительных «услугах» ни у кого не получится. Для наведения порядка есть главное в стране — политическая воля.
В прошлом году по итогам контроля КГК за объектами интернет-торговли было привлечено к ответственности 812 граждан, приостановлена работа 35 объектов торговли и возбуждено десять уголовных дел.