«У нас нет никаких нареканий к хлеборобам»

Заместитель председателя Витебского облисполкома Эдуард Демьянов — о некоторых предварительных уроках страды.

Завершившаяся жатва на Витебщине была скоротечной, но отнюдь не легкой. Что огорчает придвинских аграриев и чему они радуются? Корреспондент «БН» интересовалась об этом у заместителя председателя Витебского облисполкома Эдуарда ДЕМЬЯНОВА.

Заместитель председателя Витебского облисполкома Эдуард Демьянов — о некоторых предварительных уроках страды.

— Что и говорить, хлеборобы области надеялись выйти на полтора миллиона тонн зерна и приложили к тому немало усилий. Не было недостатка и в минеральных удобрениях: по количеству внесенного действующего вещества  следовало ожидать солидной отдачи. Однако из-за избыточных осадков осенью и весной озимые буквально задыхались без кислорода. Пробороновать посевы не представлялось возможным: в размякшей почве не только трактора вязли, не могли пробраться люди. Наступившая вслед за этим затяжная засуха в период формирования зерна привела к снижению его массы в колосе, — констатирует Эдуард Михайлович. — На весе колоса сказался и поздний сев яровых зерновых — сократился период вегетации растений. Для нашей области оптимальные сроки сева — до конца апреля. Нам же зачастую приходится приступать 13—14, а то и 20 апреля — по мере подсыхания почвы. А минувшей весной трижды вынуждены были браться за сев яровых культур, сворачивая работы из-за проливных дождей. Дала бы природа возможность отсеяться хотя бы до 5 мая, мы получили бы богатый урожай, особенно яровых пшеницы и овса. Период налива у этих культур попал под засуху — зерно не набрало силы.

По подсчетам ученых НАН Беларуси, в прошлом году тысяча зерен имела массу 48—50 граммов, а нынче — всего 38—40. Масса 1000 семян убавилась на 10—15 процентов у озимых зерновых, и почти на 30 — у яровых. Зерну следует наливаться в климатических условиях севера 36—42 дня, каждый из которых приводит к увеличению массы 1000 зерен на 0,8—1 грамм. Нынче этот срок был почти вдвое короче. Произошло ускоренное созревание. Отсюда и результат. По стеблестою биологическая урожайность достигала 50 центнеров, но при уборке оказалось, что зерно высохло еще на молочной стадии. И со столь многообещающих полей порою намолачивали втрое — вчетверо меньше. Озимые тоже пострадали. В результате взяли по 22 центнера зерновых на круг против 31 прошлогоднего центнера.

И еще один нюанс подчеркивает собеседник: в августе 2009 года влажность сдаваемого на КХП зерна доходила до 30 процентов, хотя средняя была 25. В августе 2010-го она составила около 11 процентов. Разница во влажности по существу компенсирует так называемый недобор зерна. Если к 887 тысячам тонн, намолоченным в области нынче, прибавить как минимум 115—120 тысяч тонн урожая, по сути «снятого» солнцем непосредственно в поле, получится добрый миллион тонн сухого зерна.

— В прошлом году на его доработку было затрачено около 6 тысяч тонн печного топлива. В этом не израсходовали и одной тысячи. Огромная экономия средств — 8 миллиардов рублей, это стоимость 24 тысяч тонн зерна, которое нужно было бы продать государству для приобретения топлива. Кроме того, экономия произошла за счет комбайнового парка: благодаря низкой влажности зерна уменьшился расход топлива и для него.

— Если все это подсчитать, то мы отнюдь не в проигрыше, — считает Эдуард Демьянов. — У меня нет никаких нареканий к руководителям районов и хозяйств по части организации труда, к рядовым хлеборобам. Особенно хорошо была организована уборочная в Бешенковичском, Браславском, Верхнедвинском, Лиозненском, Глубокском  районах. Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию сработал достойно. Команда руководителей молодая, но деятельная. Уборочный конвейер действовал, как часы, нигде не допущено серьезных сбоев — массовая уборка зерновых завершилась к 10 августа. Проблема прессования соломы тоже решена своевременно. Благодаря мощной поддержке государства по техническому переоснащению растениеводческой отрасли (за два последних года получено 800 комбайнов, а в будущем году планируем приобрести еще 500) земледельцы области в силах убирать зерно в кратчайшие сроки и с минимальными потерями. Хотелось бы поблагодарить людей за самоотверженный труд. Они в условиях редкой для нашего климатического пояса погоды сделали все, чтобы убрать урожай до зернышка.

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter