«У нас есть возможность стать агротуристической страной для России, Европы, Китая»

Безусловно, белорусский агроэкотуризм уже состоялся. Согласитесь, обязывающее определение. Об этом, а также о том, как развивается сейчас сельский туризм в республике, о нерешенных задачах и перспективах беседуем с председателем правления БОО «Отдых в деревне» Валерией Клицуновой.

Замечено: уже лет пять как на различных выставках, в красочных туристических буклетах и не только название нашей страны сопровождается красноречивым термином — «агротуристическая». Не рановато ли?

Безусловно, белорусский агроэкотуризм уже состоялся. Согласитесь, обязывающее определение. Об этом, а также о том, как развивается сейчас сельский туризм в республике, о нерешенных задачах и перспективах беседуем с председателем правления БОО «Отдых в деревне» Валерией Клицуновой.

— Валерия Анатольевна, как прокомментируете такой «посыл» из разных туристических проспектов?

— Пока назовем это… авансом, скорее, светлой мечтой, нежели состоявшейся реальностью. Да, у нас есть все возможности стать агротуристической страной — для Европы, России, возможно, Китая. Но есть еще проблемы с инфраструктурой, нерешенные дипломатические вопросы с визами. Правда, многое из проблемного «поля» перевешивает другое: у нас есть огромное желание энтузиастов развивать этот бизнес! К нему постепенно добавляются и возможности. Ведь агротуризм у нас начался «снизу». Было изначальное стремление жителей деревни, выходцев из села сделать что-то красивое, уникальное и показать, что наша белорусская деревня достойна внимания не только горожан, но и всего мира. Пока мы еще не агротуристическая страна, как, например, Италия, где 50 процентов туристов-иностранцев отдыхают в сельской местности. Но и белорусский агроэкотуризм развивается довольно быстрыми темпами.

— А не сужаем ли искусственно мы маневр перспективного развития, ориентируемся ведь в основном на россиян и чуть-чуть — на европейцев? Может, постепенно как-то менять вектор?

— Конечно, мы об этом думаем. Но, видимо, то будет уже следующий этап. Сейчас же работаем по большей части на наших граждан. Прежде всего, должны научиться хорошо их обслуживать, делать интересные программы для белорусов. Мировая тенденция такова: почти во всех странах до 90 процентов экотуристов — жители своей страны, а потом уже — иностранцы. Но за последние несколько лет к нам стали активно приезжать россияне, сначала — в санатории и ознакомительные поездки, а теперь еще и в агроусадьбы. Наши деревенские небольшие туробъекты постепенно выходят на российские интернет-порталы, в социальные сети — одним словом, становятся все более и более популярными...

— И приезжают из России к нам в основном...

— …Разные путешественники. В том числе, бизнесмены, успешные, состоявшиеся люди, которые неплохо зарабатывают. Недавно я вернулась из Могилевской области. Там усадьба работает с известными российскими врачами, в основном онкологами. Одному понравилось, и этот позитивный отклик тут же передается по сарафанному радио. Люди приезжают просто за единением с природой, ведь в Беларуси еще немало уголков, практически не тронутых цивилизацией. Один хирург, постоялец белорусской агроусадьбы, даже курирует онлайн-операции, находясь в нашей природной идиллии. Благо отечественные хозяева усадеб обеспечивают выход гостей во Всемирную паутину.

У нас с россиянами нет проблем по визам и языку, поэтому нормально, что соседи-туристы стремятся на белорусские агротуробъекты. Здесь для них — дешево, красиво и хорошо. Была сама в Сибири, на Алтае. Там, вообще, деревня просто… Ну, «застрявшая» в ХIХ веке! А у нас россияне находят то, чего у них пока нет.

— Насколько я понимаю, европейцы — следующий наш шаг. Но ведь для них существует проблема виз и в определенной степени языковой барьер?

— Тем не менее и европейские гости к нам едут, может, не так много их, как хотелось бы. К примеру, каждый год в ходе велотура заезжают туристы из Голландии, посещают поляки, литовцы. Сейчас у нас есть идея проекта с литовцами: сделать совместный каталог усадеб. Он пойдет на европейский рынок. Но для того чтобы привлечь иностранцев, надо готовить продукт, продвигать его на рынке, участвовать в выставках, размещать информацию в Интернете... В общем, надо о себе заявлять!

— Хорошо, есть Россия… И есть Европа, у которой — хорошие замки, продуманные до мелочей туристические маршруты. Зачем европейцам в Беларусь стремиться?

— Видимо, потому, что мы предлагаем совершенно другое, то, что в Европе утеряно навсегда. Я имею в виду нетронутую природу. В Старом Свете таких уголков почти не осталось.

— Не выглядим ли мы отстающими, когда позиционируем агроэкотуризм с сильным уклоном в патриархальность, традиционный деревенский быт?

— У тех же европейцев такого просто уже нет. Ведь сама по себе деревня, в любом уголке земного шара, — уникальный социум. В мире вообще нет таких деревень. За этим и едут в Беларусь. Кто-то хочет посмотреть колхоз, кто-то сходить в уникальные походы на болото, понаблюдать за птицами, прогуляться по «дрыгве». У нас есть нематериальное наследие: обряды, традиции, ремесла. И мы гордимся, что все это сохранили!

— В нашей стране вкусная еда, радушные люди. Но очень многие зарубежные туристы считают, что отдых в Беларуси — вовсе не долгосрочный, а так, транзит или ускоренный «марш-бросок»...

— Мы тоже слышали истории, когда иностранцы приезжают в небольшой белорусский городок, селятся в ужасно «убитой» гостинице с тараканами и обшарпанными стенами… И гостям, ко всем бедам, еще и негде поесть! Считается, что цены в нашем турбизнесе — высокие, а сервиса — почти никакого. Это, конечно, проблема! Посему мы и продвигаем такой туристический продукт: «отдых в сельской усадьбе».

Когда человек приедет в нормальную усадьбу, хозяева будут работать как бы в роли мини-туроператоров. В их интересах задержать человека подольше, и они предлагают программы пребывания в этом регионе. Там будут, уверена, разнообразные предложения: от интеллектуальной поездки в музей, заповедник до «марш-броска» к рыбакам. Гостям на местах предложат эксклюзивные вещи, о которых не написано в Интернете. Все это можно получить от хозяев усадеб, выступающих в качестве небольших туроператоров. Я гарантирую, что люди, энтузиасты бизнеса на отдыхе по-деревенски, обеспечат программу пребывания даже самого взыскательного туриста.

— Спасибо, Валерия Анатольевна, за интересную беседу! Успехов вам и всем отечественным агротуроператорам. Сезон отдыха-2012 ведь как раз сейчас активно набирает разгон...

На снимках: председатеь правления БОО  «Отдых в деревне» Валериия Клицунова; хозяин агроусадьбы «Богомазов двор» Валерий Богомазов; хозяин агроусадьбы Валерий Богомазов, агроусадьба «Гостиный двор».

 

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter