У мирной жизни особая мелодия

Зинаида Мандрик за 70 лет не устала наслаждаться тишиной

Ветеран войны Зинаида МАНДРИК за семь десятилетий так и не устала наслаждаться тишиной

Она часто сидит у окна, глядит на уже не нужный огород, в котором вся земля за эти годы по миллиону раз прошла-проскользнула сквозь ее пальцы. Давно не стоял вон там, у пруда, ее правнук Димка.

Как-никак, парню 26 лет, получает второе высшее. А ведь, кажется, еще вчера он полол картошку вместе с прабабушкой и отпрашивался на рыбалку. Отпускать приходилось — в двадцати метрах от избы шалят в глубине воды в шутку когда-то запущенные сюда, в «огородный аквариум», караси.

— Дима и теперь часто приезжает, — делится радостью 90-летняя Зинаида Гавриловна. — Да вот только на баловство времени уже нет. Поможет по хозяйству, да обратно в город. Учеба, работа… А жениться пока не собирается, говорит, что рано. А мне так хотелось бы еще и праправнуков дождаться…

Скромничать ветерану войны Зинаиде Мандрик вряд ли стоит — свой материнский долг она исполнила. Пересчитать наследников пальцев рук не хватит. Два сына и дочь подарили пятерых внуков, те, в свою очередь, преподнесли бабушке восьмерых правнуков. И хотя бабуля немного путается в именах, великая гордость сквозит в ее словах:

— Самому маленькому третий годик пошел, а дочке уже седьмой десяток!

Вот сколько поколений принесла их роду нечаянная фронтовая встреча Зинаиды Гавриловны и Петра Архиповича на ленинградской земле.

Тогда, в далеких и огненных 40-х, шестнадцатилетняя выпускница одной из школ Ленинградской области комсомолка Зиночка напрочь отбросила мечту об учебе на швею. Вместе с подружками подала заявление в военкомат. Подростков послали рыть противотанковые рвы на подступах к городу. Жили неподалеку от летной части. Там и встретила Зина своего Петра, который был на семь лет старше ее. Фронтовая любовь оказалась на всю жизнь. Вместе с уроженцем Сенненщины юная ленинградка дошла до Германии. Оба обслуживали летный состав авиационного подразделения. На немецкой земле Зинаида получила серьезную травму. Часть тогда перебазировалась на другое место, и девушка упала прямо на дорогу с кузова автомашины, доверху груженной провиантом. Три месяца провела в госпитале, потом ее направили в Ленин-град. По-хорошему, нужно было бы оперировать, но в то время фронтовичка уже ждала ребенка, и хирург не рискнул вмешиваться…

Дочка у семьи Мандрик родилась уже после демобилизации, жить молодые вначале остались в Ленинграде.

— В послевоенные годы там было очень тяжело, карточная система, — вспоминает Зинаида. — А тут еще малышка… Решили вернуться на родину мужа. Обосновались здесь, в Богушевске, купив себе сараюшку с одним оконцем. Потом вместе строили вот этот дом, родили еще двоих сыновей. Свету белого не видели — дети, огород, хозяйство… Как-то корова утопилась, так я собрала в лесу два чемодана клюквы, потерла на терке картошку на крахмал, вырученных от этого денег как раз на новую буренку и хватило... Работала до пенсии в биохимлаборатории туберкулезной больницы, где и нажила астму. Муж трудился в совхозе. Верите, озер вокруг — море, а я здесь за всю жизнь искупалась лишь один раз. Почему? Да как-то некогда все было, на баловство времени не оставалось…

Баловством моя собеседница считает и нынешние жалобы молодежи на сложную жизнь. Земли-то вон сколько вокруг — чего не работать?! Когда-то за пять соток пришлось не один порог обивать, да и то отказывали. Болото разрабатывали, чтобы семью прокормить.

— Если человек не привык к трудностям, он никогда не оценит то, что имеет, — уверена пожилая хозяйка. — Я вот до сих пор никак не могу насладиться тишиной. Вдоволь наслушавшись «музыки» войны, мелодия мирной жизни — с плачем детей, криком соседки за окном, шумом проезжающих машин — кажется настоящей благодатью…

К сожалению, в настоящее время Зинаида Гавриловна вынуждена наслаждаться больше звуками, чем картинками. Зрение, увы, не позволяет читать и даже смотреть телевизор — телепередачи наша героиня слушает. Любит новости, программы, которые ведет Малахов. А еще с удовольствием включает старенький приемник и радуется, когда из динамиков звучат песни военных лет — там ее молодость, ее любовь…

Даже теперь, вспоминая былое, моя героиня не может сдержаться от эмоций — горечь военных дорог смешивается с радостью долгожданной Победы, которая и сейчас ничуть не меньше, чем 70 лет назад, волнует сердце. Эх, какими же счастливыми были они с Петрушей, узнав, что закончилась война, что не будет больше бомбежек, артподготовок и переживаний за судьбу летчиков-героев! Глаза у моей собеседницы загораются, морщинки разглаживаются, и на лице появляется что-то задорное, молодое, влекущее…

— Мы еще повоюем на мирном фронте! — шутит она. — Как-никак, а я из рода долгожителей. Мой дед прожил 103 года, бабушка — 100, мама — 104. Так что и я постараюсь не подвести, хотя после смерти мужа жить одной в моральном плане трудно…

Супруга не стало 13 лет назад, с тех пор хозяйка бытует одна. Скучать, как признается, не приходится — по нескольку раз в день навещает сын Володя, который живет неподалеку, приготовить-постирать приезжает из Витебска дочка Валя. Вот только Витя бывает редко. Младшенький — особая боль и беда многодетной мамы. Лет пять назад у Виктора случился инсульт, теперь он прикован к инвалидной коляске. Иногда его привозят в Богушевск на кратковременную побывку внуки.

Да и сама Зинаида Гавриловна уже месяца два-три как не выходит из дома. Болят покалеченные на войне ноги, передвигается бабушка со специальным приспособлением. Но дверь в дом у нее всегда открыта — гостям здесь рады. Верный друг у порога — лохматый Шарик, которому хозяйка иногда подбрасывает лакомый кусочек прямо из коридора дома, он визитам не помеха — так, видимость стражи. К ветерану регулярно заглядывают работники сельсовета, сотрудники отделения социальной адаптации, реабилитации и дневного пребывания для граждан пожилого возраста Территориального центра социального обслуживания населения Сенненского района.

— Нет-нет, мы «мониторим» обстановку так, на всякий случай. Родные Зинаиды Мандрик наотрез отказываются от любой помощи со стороны. Сын и дочь категоричны: свою мать они будут смотреть самостоятельно. Если возникнет такая необходимость — заберут к себе, — объясняет руководитель этого отделения Галина Секачева. — Вот и на 8 Марта в этом доме было полно гостей — собрались дети, внуки, правнуки хозяйки. Такую бы поддержку да всем нашим подопечным.

…Действительно, тепло этого семейного очага нельзя не почувствовать даже постороннему человеку. Вот и мы прощаемся с Зинаидой Гавриловной как-то по-родственному нежно и трепетно. Хозяйка даже всплакнула чуток, поцеловав в щеку, а я искренне пожелала замечательному человеку долгих лет жизни. Ведь на традициях этого стойкого и мужественного поколения, которое она представляет, на духовных ценностях и моральных устоях, заложенных им, и держится основа нынешнего мира на Земле…

Фото: Елена БЕГУНОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter