Наш обозреватель побывал в доме–музее, где 119 лет назад прошел первый съезд РСДРП

У минского самовара все и случилось

Самый первый съезд той самой партии, изначально именовавшейся РСДРП, прошел весной 1898 года в губернском в ту пору городе Минске. И можно было предположить, что небольшой деревянный дом–музей I съезда в самом центре Минска вполне могли снести. Но нет: ничего радикального с симпатичным одноэтажным зданием зеленого цвета минчане не совершили. Попасть на экскурсию внутрь здания можно сегодня всего за три белорусских рубля (это примерно сто российских).

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Почему же выбор тогда пал именно на Минск? По словам Сергея Речкина, заведующего филиалом «Дом–музей I съезда РСДРП» Национального исторического музея Беларуси, выбор города для судьбоносного заседания социал–демократов стал следствием процессов модернизации второй половины XIX века: делегатам было удобно приехать туда после того, как через Минск прошла железная дорога, а принимавший съездовцев социал–демократ Петр Румянцев сам был железнодорожным служащим.

И экспозиция музея начинается именно с рассказа о тогдашнем Минске и изменивших его стальных магистралях, электростанции, телефоне и прочих городских новациях, связанных с именем энергичного Кароля Чапского, бывшего городским головой как раз в «съездовские» времена. Появление в Минске социал–демократов, то есть читающих Маркса интеллигентов, по мнению Речкина, тоже следствие этих перемен. От дискуссий же девяти делегатов I съезда у самовара на квартире Румянцева в марте 1898–го остались «свидетели» — зеркало и два металлических подсвечника. Сам же дом тщательно восстановлен в послевоенные годы — оригинальное строение сгорело во время гитлеровской оккупации.

А можно ли в наши дни обнаружить нечто, на чем не замылился глаз за десятилетия исследований вокруг съезда и места его проведения? Замдиректора Национального исторического архива Беларуси Денис Лисейчиков увлеченно рассказывает о том, что в фонде Минской городской управы сохранились документы о недвижимом имуществе на Захарьевской улице. Из этих бумаг явствует, что дом, где квартировал Румянцев, не только с 1890 года принадлежал местной дворянке Франтишке Викентьевне Ржецкой, но и стоял на земельном участке, принадлежавшем минскому Архиерейскому дому. Приводятся и бытовые подробности: воду брали из артезианского колодца, жилой дом с мезонином был крыт железом, располагал двумя дымоходами...

В юбилейном 2017–м посетители дома с мезонином уже смогли увидеть несколько небольших выставок — это плакатная графика, филателия и нумизматика революционного времени, имена деятелей той эпохи, отразившиеся и по сей день в названиях минских улиц. В октябре будет развернут и выставочный проект побольше, адресно посвященный Минску в 1917 году.

А как вписываются события 1898 года в современные концепции истории Беларуси? Директор Института истории НАН Беларуси Вячеслав Данилович считает, что общероссийская направленность I съезда сочетается с белорусским контекстом прежде всего с местом его проведения. Значение этого события для Беларуси связано с ролью основанной в Минске партии в революционных событиях 1917 года, открывших возможности для практической реализации идей белорусской государственности. И дом–музей в центре современного Минска стоит сохранить без перепрофилирования и прочих великих потрясений.

ПЯТЬ ЛЮБОПЫТНЫХ ФАКТОВ О ДОМЕ И ЛЮДЯХ I СЪЕЗДА РСДРП

1. Дом–музей I съезда РСДРП был открыт в Минске 14 марта 1923 года. На открытии присутствовали участники первого съезда. Первоначально музей занимал лишь половину дома, вторая же часть по прежнему оставалась жилой. Из предметов интерьера и мебели до наших дней практически ничего не сохранилось. В 1950–е годы дом–музей переместили в пространстве ближе к реке Свислочь и вписали в архитектурный ансамбль главного проспекта белорусской столицы.

2. Органы политического сыска самому факту проведения съезда в Минске особого значения не придали. Среди делегатов не оказалось осведомителей, и власти даже по прошествии времени не получили точных сведений о заседаниях на квартире Петра Румянцева.

3. Каноническая биография партии в советские годы начиналась не с I, а со II съезда РСДРП, разделившего социал–демократов на большевиков и меньшевиков. «Краткий курс истории ВКП(б)» дважды повторял, что «На I съезде РСДРП Ленина не было», а значение его сводил к «формальному акту» создания партии.

4. Никто из делегатов минского съезда не стал по–настоящему выдающимся историческим деятелем. Марксизм для некоторых оказался лишь увлечением молодости. В последствии делегатов съезда разбросало по миру: Казимир Петрусевич умер в 1949 году в Польше, Шмуэль Кац — в 1928–м в Нью–Йорке, Александр Ванновский — в 1967–м в Токио.

5. До 1991 года музей I съезда РСДРП посетили более 8 млн человек. Были среди них и приезжавшие в Минск во время официальных визитов в СССР лидеры дружественных стран и партий: Фидель Кастро, Иосип Броз Тито, Хо Ши Мин, Антонин Новотный, Эдвард Герек, Тодор Живков...

Юрий Борисенок

rodina2001@mail.ru

Минск–Москва
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter