«У меня даже голливудские звезды не капризничали»

Алла Грибова одевала Олега Янковского и Барбару Карерру

Алла Грибова никого не допускает в свое «хозяйство»

Во время любого киношного праздника на виду всегда актеры, режиссеры, руководство отрасли. Им все почести, награды и цветы. Но ведь кино делает огромная гвардия специалистов, большинство из которых обычно остается в тени. Вот, например, Алла Грибова (на снимке). Через ее руки прошли несколько сотен актеров. Точнее сказать, ни один актер, снимавшийся в семидесяти фильмах, на которых она работала, не остался без ее внимания. Ведь Алла Владимировна – художник по костюмам, причем почти с пятидесятилетним стажем, и нашим читателям ей есть что рассказать.

Таких я обожаю

Мои любимые фильмы — «Отцы и дети», «Дубровский» и «Затишье». Они все исторические. Вначале мне не везло: все время давали фильмы о войне — партизаны, немцы. И так двадцать пять картин. Я уже не могла делать такие костюмы. Зато с какими людьми работала! Владимир Белокуров, который когда-то Чкалова играл. Не только потрясающий актер, но и хороший человек. А какой интересный Вацлав Дворжецкий! Мне повезло: я с ним две картины работала. И еще, кажется, десять сделала бы. Олег Янковский. Уже и с ним никогда не встречусь. Делали только одну картину — «Жди меня, Анна». Он тогда был молодой, служил в саратовском театре. Очень тактичный, интеллигентный. У нас так часто бывает, когда артист талантливый, но не интеллигентный. А у Янковского это было.

Ой, а Аристарх Ливанов! Он умеет носить костюм, он в нем эффектно смотрится. Но Ливанов хорош и в простой одежде. Работала с ним и на деревенских картинах, «Сад» например. В «Затишье», «Радунице» и еще каких-то, не помню. Мы с ним дружили. Понимаете, есть актеры, с которыми работаешь, одеваешь, причем не один раз, но они не оставляют о себе никаких впечатлений. А с Ливановым мы общались, обсуждали. Для меня он лучше всех носит костюм. Я таких обожаю.

Какие еще капризы?

Больше люблю одевать мужчин. Но с женщинами тоже интересно работать, особенно с теми, которые умеют красиво носить одежду. Таких было много. Стефания Станюта много снималась в моих костюмах. Вспоминаю ее в «Затишье». Такая удачная старуха получилась! Мы не только работали, но и дружили. Я ее просто обожала.

Вспоминается одна израильтянка, актриса неважная, неряшливая женщина, но очень красивая. А какая у нее стать! Таких приятно одевать.

У меня никто никогда не капризничал. Даже голливудские звезды. Представьте, Барбара Карерра. Но с ее стороны не было никаких претензий. Каждый делает свою работу, и в мое «хозяйство» никто не сует нос.

Из костюмерной – в сумасшедший дом

Мои костюмы всем нравились. Не помню, чтобы кто-то сказал: «Я в этом сниматься не буду!» Нет. Был один. Игорь Ледогоров. Фильм «Руины стреляют». Там сперва работала другая художница, она сделала ему партизанский костюм и… попала в сумасшедший дом. Не удивляйтесь, у нас сложная работа, всякое случается. Так вот, он решил, что я ее подсидела, и такие номера мне устраивал! Но режиссер Виталий Четвериков был очень доволен моей работой. Я потом работала во всех его картинах. Он очень талантливый человек. Мог заразить своей идеей любого. Это мой любимый режиссер. До сих пор дружу с Вячеславом Никифоровым. У нас с ним несколько фильмов было.

Богдан, брюки держи

Мой последний фильм — «Инсайт». Запомню его надолго. С Богданом Ступкой произошел забавный случай. Мне дали его мерки, я сделала брюки. Примерки не было, он очень востребованный актер, ему некогда лишний раз приезжать в Минск. В общем, он только с поезда — сразу на съемочную площадку, надевает брюки, а живот не входит. Пришлось сзади разрезать. Он так и снимался. Но зрители этого не заметят. Больше никаких казусов не было. Ирина Розанова приятный человек. Ей понравились мои костюмы, они на ней хорошо сидели.

Главное, чтобы пиджачок сидел

Когда актер примеряет костюм, смотрится в зеркало, я становлюсь за ним. Настоящий талант должен тут же заиграть. А если он начинает на что-то жаловаться: это не так и это не так, — сто процентов, что завалит роль.

Конечно, бывает, что претензии небеспочвенны. Сколько помню, все время стоял вопрос, где найти нужную ткань. Но самая большая проблема — шить у нас не умеют. Я и сегодня в магазинах ничего не могу себе найти: все дурно сшито. Хотела на открытие своей выставки купить строгий костюм. Ничего толкового не нашла. Открыла свой шкаф, надела пиджачок, которому сорок лет, и прекрасно себя чувствовала.

Фото: Наталья СТЕПУРО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter