У лiстападзе — гола ў садзе

30 октября отмечается «прысвятак» в честь весьма известного и уважаемого в народе тандема, «двух кавалёў», — Кузьмы (Космы) и Демьяна (Дамиана). Но главный день святых бессребреников и чудотворцев еще будет отмечаться через две недели — 14 ноября.

Фото  ОЛЬГИ   ПАК

Кстати, образ «каваль» часто встречается в белорусских «хрэсьбiнных» песнях — так называют «шчаслiвага бацьку», который «выкаваў добрае дзiцятка».

В последний день октября в православных храмах особо почитают святого апостола и евангелиста Луку, считавшегося покровителем иконописцев.

31 октября также отмечается Юлиан — охранитель малых деток. Считалось, что время от рождения до крещения — самое опасное для младенцев: боялись подмены маленького ребенка «нячыстай сiлай», поэтому окружали «немаўлятка» множеством оберегов. У европейских народов новорожденный наделялся чертами святости, чистоты, невинности, и в то же время воспринимался посланцем иного мира, существом, еще не успевшим разорвать связующие с другим измерением нити.

Вообще, все необходимое для новорожденного, начиная от пеленок, собиралось и готовилось заранее — ткалось, шилось, вязалось, вышивалось. Обычно полотно для этого бралось из свадебного «пасага» молодой мамы, которая в изготовление детских вещиц вкладывала всю свою душу, желая будущему сыночку или дочке здоровья и счастливой доли, что уже работало мощным оберегом. Важным фактором воспринималось время, когда прялись нитки для полотна: хорошо, если в какой–то особый, знаковый день. И само льняное полотно выступало оберегом, а растение лен, льняное семя, считалось, обладает способностью отгонять разную нечисть, и даже диких зверей, поэтому матери спокойно оставляли малышей на льняном поле во время работы.

Жилое помещение для очищения и дезинфекции окуривалось собранными на Купалу травами. Особо подобранные «зёлкi», набитые в холщовые мешочки, выполняли функцию ароматерапии, обеспечивая ребенку спокойный сон и активное бодрствование. Важное значение придавалось острым предметам — булавкам, шпилькам: их подкладывали под колыбель, чтобы все, что могло иметь «злыя намеры», поранилось, утратило свою недобрую силу и не причинило ребенку вреда.

Со среды следующей недели наступает завершающий месяц осени — ноябрь–«лiстапад». А «ў лiстападзе — гола ў садзе». Действительно, традиционно погода в этот период более чем неуютная: зима наступает, но и осень не сдается. Так и воюют друг с другом — когда холодный дождь чередуется с мокрым снегом. Кстати, по многолетним наблюдениям, первый «прочный» снег обычно выпадает на ночь.

В католическом календаре 1 ноября — День Всех Святых. По традиции, католики идут к родным могилам, украшают их белыми хризантемами, а вечером зажигают поминальные свечи. По белорусской мифологии, практически все пространства имеют своих «гаспадароў». Существует и своя «захавальнiца магiльнiкаў», «гаспадыня магiльных духаў» — «Знiчка». Она представляется в образе маленькой, тонкой, худенькой, бледнолицей женщины — босоногой, с распущенными волосами. «Знiчка» кутается в белое сверкающее покрывало, усеянное звездами, и в правой руке держит такой же сверкающий прутик. В современном языке «знiчкай» у нас называют падающую звезду. В мифологии падающая звезда часто означает конец земной жизни человека. А у нас верят, что это уходит душа некрещеного человека, и летит она прямо «ў пекла». Но если успеть во время ее короткого полета перекреститься и произнести: «Калi пан — то будзеш Ян, калi панна — будзеш Ганна», можно спасти грешную душу от страданий в аду.

Что касается погоды — уже наступает серьезное похолодание. Так что, «па Усiх Святых — холад для ўсiх» и «як Усе Святыя засваволяць — то дрэвы дарэшты аголяць».

4 ноября — празднование иконы Казанской Божией Матери. И погода в полной мере соответствует известной присказке: «До Казанской — не зима, а с Казанской — не осень». И еще: «Што Казанская пакажа, то i зiма скажа». У всех восточнославянских народов этот день считался идеальным для свадеб.

Елена ДОВНАР–ЗАПОЛЬСКАЯ, фольклорист.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter