У квадрата острые углы

О доходах строителей

На столе у меня лежит письмо. Его авторы — члены ЖСПК «Октябрьский–6», сформированного в феврале 2011 года. Их дом должен был строиться в поселке Сокол. Но пока дело дальше бумаг не идет. И более того, имеется четкий ответ из Мингорисполкома: «Строительство возможно не ранее IV квартала 2014 года». А ЖСПК–893 с июня 2011–го пытается возвести дом в микрорайоне Лебяжий. 258 квартир. К нынешнему ноябрю готовность строения — 4 процента.


Все это можно было бы списать на частный случай. Если бы не одно «но». В городе сейчас стоят в лесах 236 жилых домов на 2,3 миллиона квадратных метров. И не один или два, а каждый пятый (!) поднимает этажи с нарушением установленных нормативов, рискуя перейти в разряд хронических долгостроев. Со всеми вытекающими последствиями — ростом цен, снижением качества, потоками жалоб.


Истоки этого явления в том, что реально Минск может прирастать только одним миллионом квадратных метров в год. А взвалил на себя вдвое большую ношу. Плюс сдача к чемпионату мира по хоккею в 2014 году важных инфраструктурных, социально–культурных и спортивных объектов. Только рабочих рук на все явно не хватает. С начала года строительные тресты и управления Минска потеряли каждого десятого работника. И отток кадров продолжается. На стройках города не хватает примерно 6 тысяч строителей. Это три полноценных треста!


Почему? Вопрос уже, пожалуй, стал риторическим. Каменщиков, столяров и плиточников второй год заманивают рублем Москва и Санкт–Петербург. Говорят, даже в Украине стали платить в полтора раза больше нашего. Понятно, отток не остановить, если не поднять зарплату. Но как? Вот что говорит Николай Бутрим, первый заместитель председателя комитета строительства и инвестиций Мингорисполкома: «Поднять зарплату строителям можно только за счет прибыли. Но как вы знаете, наши строительные организации низкорентабельны. В основном рентабельность их колеблется от нуля до 8 процентов». Отдельные тресты и строительные управления, которые были вынуждены работать в условиях административного сдерживания цен, массово теряли специалистов. И новых работников не могут нанять. Нет у них таких средств. По словам Николая Бутрима, в Минске сдавались дома с ценой метра 3 — 5 миллионов рублей. Фактически в убыток. Вот результат и не заставил себя долго ждать.


Сегодня ясно: поднимать доходы строителей придется. За счет расценок, премий, надбавок, да чего угодно. Так что, по всей видимости, вслед за массовым льготным кредитованием строительства жилья очень скоро может сузиться и еще одна преференция: стоимость квадратного метра в ЖСПК, сформированных из очередников. Она стремится к коммерческой. За время кризиса коммерсанты изрядно сбросили лишний «жирок». Едва покрывают затраты тысячей долларов за метр. Уже сейчас и государственные подрядчики ставят ультиматум членам ЖСПК: или поднимаем цену квадратного метра до 8 миллионов, или ждем... пока утрясутся проблемы в отрасли.


В общем–то логично: не может быть две цены на один и тот же товар, тем более если одна из них уже совершенно не отвечает реалиям. Социальную поддержку малообеспеченным в решении квартирного вопроса, не устану об этом писать, нужно оказывать по–другому: в виде долгосрочной аренды. Тогда и злоупотреблений будет меньше. Недвижимость, тем более в Минске — слишком дорогой товар, чтобы пытаться наделить ею каждого нуждающегося. Нереально это, особенно если учесть, что свободных площадок, не обремененных сносом дореволюционных и послевоенных построек, в городе практически нет. И за счет этого, по словам Николая Бутрима, реальная себестоимость квадратного метра жилья тоже будет резво расти.


Кстати, решение о повышении расценок строителям уже подготовлено.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter