У Короля есть чему поучиться

Вчера во время посещения минского завода «Белкоммунмаш» Президент ответил на актуальные вопросы

Вчера во время посещения минского завода «Белкоммунмаш» Президент ответил на актуальные вопросы


Адрес президентского визита не случаен. Глобальная ситуация известна. Новостные ленты сообщают об углублении мирового кризиса... Но надо ли опускать руки при слове «кризис»? За ответом на этот вопрос как раз и стоит обратиться на предприятие «Белкоммунмаш». Несмотря на сложную мировую конъюнктуру, здесь вовсе не думают сокращать производство. Напротив — спешат расширяться. Гендиректор «Белкоммунмаша» Владимир Король с удовольствием сообщил мне, что пакет заказов на нынешний год полон. Несмотря на то что в большинстве стран сейчас сокращаются всевозможные бюджеты, спрос на коммунальную технику сохраняется и даже растет.


Потребность в новых троллейбусах и трамваях, которые производит «Белкоммунмаш», особенно высока в соседних России и Украине. Здесь многие городские парки электротехники устарели и требуют серьезного обновления. И особенный интерес местные предприятия коммунального транспорта проявляют к белорусским троллейбусам и трамваям. «Дело в том, что мы в кратчайшие сроки сменили сразу два поколения техники. Благодаря этому сегодня на целое поколение опережаем своих конкурентов», — делится Владимир Король.


При этом администрация «Белкоммунмаша» полна новых стратегических планов. Здесь подсчитали, что непосредственно продажи подвижного состава составляют всего 20 процентов рынка коммунальной электротехники. Остальные 80 процентов — обслуживание машин, поставки оборудования и запчастей, строительство и реконструкция электросетей и трамвайных путей, подготовка персонала... Освоить эти сегменты «Белкоммунмаш» намерен в ближайшем будущем. Для этого планируется создать инженерно–промышленную группу с привлечением серьезных иностранных инвесторов. Она будет предлагать клиентам проекты оснащения электротехникой «под ключ». Кроме того, рассматриваются и варианты покупки зарубежных предприятий, имеющих одинаковый профиль с «Белкоммунмашем» — это позволит еще больше расширить присутствие белорусского производителя на внешних рынках...


Президент поблагодарил руководство «Белкоммунмаша» за то, что оно создало на месте бывшей ремонтной мастерской первоклассное, востребованное производство, и призвал увеличить количество выпускаемой техники в 2 — 3 раза. А более подробно о своем видении нынешней экономической ситуации Александр Лукашенко рассказал в ответах на вопросы журналистов.


О последствиях девальвации


— Мы честно сказали, почему девальвировали валюту. И вопрос не только в кредите МВФ. Если бы мы не девальвировали валюту, то уже на российском рынке из–за курсовой разницы мы несли бы потери, — сказал Президент. — Для меня главное — сохранить производства и людей на этих производствах, а не «курсы». Пусть даже мы где–то зарплату чуть недополучим, но это же ненадолго... Что касается девальвации, то какая здесь опасность для человека? Говорят, цены подскочат. Но в мире сейчас падают цены. А мы в этой ситуации барахло скупаем... Надо спокойно жить, как жили. Есть у тебя вклады в евро, долларах, рублях, ну и пусть они остаются. Кто же в этой ситуации переводит рубль в доллар, доллар — в евро, евро — в рубль? Не надо так делать. Это очень опасно. Ситуация сегодня непрогнозируемая. Если бы в мире кто–либо сказал, какова глубина этого кризиса, как он будет развиваться... Но ведь никто ничего не знает. А мы начинаем шарахаться из стороны в сторону. Этого делать нельзя.


О слухах про деноминацию


— Мы не собираемся проводить никакой деноминации. А если соберемся ее проводить, то скажем об этом заранее, за 3 — 4 месяца. В отличие от девальвации деноминацию не проведешь одномоментно. Замена денег требует немало времени.


О сохранении рабочих мест


— Сравните нашу модель развития, посмотрите, как работают государственные и частные предприятия. Например, в России частник, если что–то не сложилось, может «выкинуть» половину рабочих на улицу. Ему главное сберечь свое. А надо бы из «кубышки» миллиарды достать и сегодня вложить в производство. Как действует государство? Если бы госпредприятие начало рушиться, мы бы и бюджетную поддержку оказали, и мобилизовали банковскую систему, другие ресурсы, чтобы спасти производство. Да, рыночная экономика и частное производство — это хорошо, до тех пор, пока все хорошо. Но когда «петух клюнет» — частник все бросит и не захочет расходовать миллиарды, которые у него есть... Мы идем совершенно другим путем. Мы и частника будем поддерживать, и государственный сектор. И напрягать будем частника, спрашивать с него — он должен быть социально ответственным в этот сложный период.


В стране рабочие места сохраняются. Где–то кто–то неполную неделю попытался работать, но мы это четко отслеживаем и будем разбираться с каждым конкретным предприятием. Будем помогать, но будем и заставлять работать.


О планах по приватизации


— Эти планы мы корректировать не будем. В этой ситуации, когда все обваливается, продавать предприятия нет необходимости. Конечно, если бы, например, за такое предприятие, как «Белкоммунмаш», инвесторы сейчас предложили 5 миллиардов долларов, то Беларусь согласилась бы его продать. Но, во–первых, никто сейчас такую сумму не даст. А во–вторых, нет необходимости его продавать, ведь оно хорошо работает.


О либерализации


— В ближайшее время я подпишу указ о заявительном принципе регистрации субъектов хозяйствования. Пришел, положил устав, заявление, уплатил госпошлину — и иди работай. Скоро появятся и другие нормативные акты, направленные на улучшение делового климата в стране. В то же время все должны работать искренне, на порядочной основе. Если где–то обманул — реакция будет вплоть до уголовной ответственности...


В нынешней ситуации необходимо дать большую свободу производителю... Нельзя, например, увеличивать налоги, потому что предприятиям необходимо больше ресурсов. Сейчас «закрутить гайки» — то же самое, что открутить себе голову.


Об импортозамещении


— Не все товары нужно замещать. Головотяпством мы заниматься не будем, а возьмемся за то, что можно производить у себя в стране. К примеру, зачем нам организовывать производство бумагоделательной машины? Мы вряд ли сможем конкурировать с немцами или финнами. Однако к нам сегодня ведь всякую мелочь завозят, начиная от лопат, щеток и прочего... Что, разве мы не можем сами такое производить?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter