Календарь и традиции: 26 августа – 1 сентября 2019 года

У хорошей артели все лошади в теле

Будущая неделя уже прихватит первый осенний денек. 

Среди ближайших заметных дат традиционного народного календаря 26 августа — Тихон. Его имя созвучно словам «тихо, тишина». Наблюдали за водой в реках и озерах: если вода спокойная и нет сильной ряби — в ближайшее время состояние природы будет соответствовать тишине; в свою очередь, шум и волны обещают возникновение сильных ветров.


27 августа — Михей‑тиховей. Правда, ветер в этот период не всегда бывает тихим, скорее, наоборот. Если на Михея дуют сильные ветры — весь сентябрь выдастся с бурями, небольшой спокойный ветерок обещает такую же спокойную погоду в первые две недели осени.

28 августа — у православных Успение Пресвятой Богородицы. В Беларуси этот день иногда называли «Успленне», что связывалось с понятием вечного сна. Были и другие народные названия: «Спажа», «Прачыстая». 

К Пречистой старательный, трудолюбивый крестьянин, как правило, уже не только собрал хлеб на поле, но и начал готовить пашню к будущему севу: «Да свята араць — потым лiшнюю капу нажаць». Успение торжественно подводит итог «шчыравання» земледельцев. Как Спас славится освящением в храмах яблок, так «Прачыстая» — освящением хлеба. В церковь несли немного зерна, которое потом смешивали с основным запасом. На Полесье, помимо хлеба, в церкви освящали различное «зелле».

29 августа — Третий Спас: Полотняный, Ореховый.
На Третий Спас наблюдали за поведением птиц: если они спешат с отлетом — как бы к Покрову не подморозило.
В нашей полосе именно к этому времени вызревают лесные орехи — «ляшчынкi». Лещину относили к деревьям священным. Человек, которого в лесу или в поле застала гроза, затыкал за пояс молодые веточки орешника: считалось, орех защитит от молнии, ведь в это дерево‑куст никогда не ударяют грозовые разряды. Ореховый куст символизировал «каханне» и плодовитость, имел выраженное мужское начало, которое хорошо читается в народных загадках об орехе. 

31 августа — день Флора и Лавра, в народе еще — «конский праздник», поскольку эти святые воспринимались покровителями лошадей. Считалось, животных нужно защищать, среди прочего, от злого духа «Кумяльгана», который всячески старался навредить лошадям: подмешивал в корм «атрутныя зёлкi», загонял до смерти… Внешность «Кумяльгана» имела одновременно черты человека и коня: человеческое туловище, руки и ноги — но покрытые густой лошадиной шерстью и с копытами, конская голова. 

Вот‑вот и осень. День все короче: как говорится, в сентябре огонь в поле и в избе. Посмотрим на окружающую природу глазами наших предков: большое количество желудей на дубе — к сильным морозам, торопливый и дружный отлет птиц — к близким холодам, появление осенних комаров — к мягкой зиме, большое количество шишек на верхушках елей — морозы ударят в конце зимы. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter