Архимандрит Савва Мажуко: У каждой семьи свои демоны

У каждой семьи свои демоны

Мы не сами по себе. Каждый из нас - часть огромной семьи, и все мы находимся в органичном единстве друг с другом, с предками и потомками, так что наше добро и наше зло способны влиять на все тело нашего рода, отзываться в самых далеких поколениях болью или утешением. А потому мне кажется, что из рода в род кочуют от предков к потомкам не только хранители, но и прямо враждебные нам «друзья» семьи. Назовем их домашними демонами.

На языке современной культуры мы деликатно именуем эти явления дурной наследственностью, плохой генетикой, порочной породой, а может, и детскими психотравмами. И тут, кажется, все понятно.

Мальчик, повзрослев, вдруг становится алкоголиком или наркоманом, а у него за плечами - английская спецшкола, виолончель и конный спорт. Никто не ожидал, ничего не предвещало -- сожаления и восклицания!..

Девочка с раннего детства навязчиво мечтает прыгнуть с моста и жалеет, что не сделала этого раньше, до семи лет, когда дети еще ангелы и им все прощается…

Родители успевают вытащить из петли сына-студента: он не хочет быть геем, он не может так жить, он устал врать себе и другим…

Конечно, расспросив пытливо и внимательно, вы найдете и гиперопеку, и эпизоды совращения, и тяжбу между родителями, и предрасположенность к спиртному по линии отца и много других объяснений. Это все так. Логично и предсказуемо. Но - всегда ли так логично и непременно предсказуемо? Ведь это зло когда-то появилось? Гены перешли от отца к сыну, но как такое случилось с самим отцом, где начало этого безумия?

Мы имеем дело с демонами. Звучит как-то странно в наш век. Старорежимно. Некоторые даже сочувственно улыбнутся. Пусть их. Улыбаться полезно. К тому же некоторых демонов можно изгнать даже улыбкой.

Так случилось, что самые первые предки впустили в жизнь нашей общечеловеческой семьи зло и смерть, и с тех пор их потомки стали уязвимы для порока, а потому мы и должны быть так внимательны к своей жизни - у нас есть прародительская предрасположенность ко злу, семя тли, родовая порча. Это -- первое. Второе: если ты, думаешь, что живешь для себя и своими поступками вредишь только себе, а другим будто и дела нет, ты глубоко заблуждаешься. Каждое наше скверное дело впускает в наш дом, в светлицу нашего рода, нового демона, который не нуждается ни в еде, ни в отдыхе, и он неутомим в своем черном деле.

Ты ставишь эксперименты с наркотиками? Твое дело? Нет, не твое. Возможно, ты и не собираешься надолго задержаться в этом мире. Но у того, кого ты впустил, - большие планы, может быть, даже на столетия. Ты уйдешь, а он останется. С твоим сыном. С твоим внуком. С твоим племянником. И так - до тех пор, пока не выпьет все жизненные силы из вашего рода. Или пока не родится в вашем роду молитвенник. Потому что «сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф 17:21).

Если семейный демон обнаружил себя, не надо унывать, не надо отчаиваться. Сопротивляться вероломным приживальщикам -- это нормальные рабочие моменты, наши религиозные будни. У каждой семьи есть свои демоны, не надо обольщаться. От верующего человека требуется постоянное противоборство этому «другу», постоянная бдительность, чтобы это «наследство» не перешло потомкам, не отравило их жизнь. И потому своих детей надо с юности готовить к этому сопротивлению. Потому что не бывает отдельных людей. Мы все очень тесно связаны, и наше добро, равно как и наше зло, кочует от отцов к детям. И если ты грешишь, то не можешь оправдываться тем, что губишь только свою жизнь. Ты-то умрешь, а твои «друзья» продолжат терзать твоих потомков, и даже смерть не разлучит тебя с твоим «другом», к сожалению. Вот почему жить нужно честно и порядочно. Потому что мы не сами по себе, каждый - часть семьи, рода, единого человеческого тела. Это радостно, утешительно и - очень серьезно.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter