Календарь и традиции

У Кацярыны — вяселлi ды хрысцiны

Начинает неделю православный праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря). Традиционный народный календарь стремится провести свою аналогию и отмечает, что именно с этого дня Бог приводит на землю зиму: «Увядзенне прыйшло, зiму ў хату прывяло». И добавляли: «Увядзенне накладывае на ваду лядзенне». По многолетним наблюдениям, какой выдастся зима в этот день, так она в основном и поведет себя на протяжении всего сезона. По наблюдениям, если на Введение морозно — все последующие зимние праздники ожидаются с морозцем.


Миновал период «вялiкай свадзебнiцы», наступил пост. Но девушки есть девушки: они никогда не забывают о веселье, вечеринках, новых нарядах... И об ухаживаниях парней, конечно, тоже. Поэтому на Введение традиционно загадывали о суженом–ряженом, тихонько пришептывая на ночь: «Святое Увядзенне, вядзi мяне туды, i дзе мне жыць».

5 декабря — Прокоп. В народном календаре все очень строго распределено и предусмотрено. Раньше уже начинались снегопады и метели, поэтому, чтобы человек не сбивался с пути, особенно в темное время суток, как раз в эту пору шли ставить вешки для обозначения дороги.

7 декабря — день святой Катерины. В народных преданиях Катерина предстает сильной духом, свободолюбивой и независимой личностью, очень верной и вольной. Она не соглашается ни на какие компромиссы и предпочитает «разлiцца ручаём» по земле, чем идти замуж за «нялюбага». Именно с Катериной у всех восточных славян связываются представления о любви, свадьбах: «У нашай Кацярыны — вяселлi ды хрысцiны». Верили, что Катерина помогает женщинам при трудных родах, обеспечивает здоровье роженице и младенцу.

Предание про «Багатыр–гару», записанное недалеко от Полоцка, подает образ Катерины как настоящей героини–патриотки, «дзяўчыны–ваяра», беззаветно любящей свою родную землю. Как Иван Сусанин, заведя в болота татарское войско, Катерина погибает сама, но не предает «айчыну». С образом Катерины связаны и предания о происхождении некоторых «камянёў–следавiкоў» (например, камня под названием «Дзявочы след»).

9 декабря — Юрьев день в честь святого Георгия, а в народном календаре — Юрий–зимний. Юрий празднуется два раза в году — весной и зимой. В соответствии с особенностями сезона Юрия–зимнего называли «холодным», а весеннего — «голодным».

Святой Георгий считался покровителем животных. Это он «закрывае цi раскрывае пашчы» волкам, то есть в зависимости от времени года дает разрешение или накладывает запрет хищникам на охоту–«паляванне». В одной из легенд рассказывается, что волка создал Бог, когда захотел помочь детям–сиротам, оставшимся без куска хлеба. Всевышний придумал им занятие — быть пастушками. Но до того животные свободно паслись без опаски на лугах и вольно заходили в леса, потому что волков не было и пастух им не требовался. Тогда и появился серый хищник.

Традиционно у людей складывалось двоякое отношение к волку. С одной стороны, человек находился с этим животным в конкретной оппозиции, будучи охотником. С другой стороны — понимал: ну не бывает такого в природе, «каб воўк траву еў». Поэтому считалось нормальным, когда из стада для волка выделялась «ахвяра». Тем более если жертвенное животное ранее каким–то образом уже потерпело от серого, но не было унесено им: все равно оно считалось «пропащим». В то же время волк удивлял человека своими редкими способностями: умом, выносливостью, особыми «семейными» отношениями, организованностью волчьей стаи. И все же о волках лишний раз старались не вспоминать и не говорить, потому что «пра ваўка памоўка, а воўк — тут». И волк — это всегда опасность.

На Юрия–зимнего по традиции подстригали гривы и хвосты лошадям, отнимали от матерей жеребят–сосунков и ставили их в отдельные стойла до самой весны.

По наблюдениям, сколько на Юрия–зимнего снега — столько травы в мае на его собрата весеннего.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter