Почему белорусским кардерам удается уйти от ответственности

У кардеров все карты крапленые

Количество киберпреступлений за последние 10 лет в нашей стране увеличилось более чем в 24 раза. В поле зрения компьютерных мошенников в первую очередь наши деньги. А если быть точнее — банковские карточки. При этом комбинаторы могут уйти от ответственности, даже будучи пойманными за руку. Почему так происходит?


С юридической точки зрения номер и ПИН‑код нашей карты представляют собой банковскую тайну, охраняемую законом. Это означает, что любой человек, который захочет узнать эту информацию в корыстных целях, нарушит уголовный закон и должен быть привлечен к ответственности. Однако далеко не все подобные мошенники оказываются на скамье подсудимых.

Генеральная прокуратура провела анализ практики расследования преступлений, связанных с информационными технологиями, и сделала некоторые выводы, с которыми нас познакомил начальник управления Генпрокуратуры по надзору за исполнением законодательства Следственным комитетом Константин Беспаленков. По его словам, среди интернет‑мошенников становится все больше тех, кто специализируется на воровстве именно данных с карточек. Сами данные они, скорее всего, продадут в третьи руки. И только после этого есть вероятность, что с пластика снимут деньги, обналичив их в банкомате с помощью поддельной карты где‑нибудь, например, в Уганде или Индии. «При этом количество реквизитов скомпрометированных карточек в рамках деятельности одного «онлайн‑магазина» может исчисляться десятками тысяч, а доходы — десятками тысяч долларов США», — рассказывает представитель прокуратуры. 

— Мы фиксируем рост количества зарегистрированных преступлений, связанных с воровством данных с банковских карточек: если в 2017 году их было 462, то в 2018‑м уже 912, а за 6 месяцев текущего года — 1.065. 

При этом, отмечает прокурор, в 9 из 10 случаев кража была связана со взломом учетных записей пользователей в социальных сетях, в подавляющем большинстве случаев — социальной сети «ВКонтакте». Мошенники, действуя зачастую на территории других государств, от имени законного владельца учетной записи предлагали людям из раздела «Друзья» передать под различными предлогами данные карточек.

К счастью, у кардеров, которые живут на территории нашей страны, особо не пользуются популярностью пластиковые карточки, выпущенные в Беларуси. Почему? «У нас создана достаточно серьезная система по выявлению и задержанию, а также привлечению к ответственности тех, кто позарится на чужие счета», — объясняет Беспаленков. Скажем, если в США у человека похитили деньги с банковской карточки, он обращается в страховую компанию и та компенсирует ему потерянную сумму. То есть отдельно взятый гражданин, как правило, не обращается в полицию с такой проблемой, поскольку не понес никакого ущерба. В нашей стране все иначе. Милиция тщательно реагирует на каждое заявление о краже денег с карты. При этом обращает самое серьезное внимание на информацию коллег из‑за рубежа о преступлениях в интернете, совершенных белорусскими гражданами. А они все чаще появляются в криминальных киберновостях.

В пример прокурор приводит преступление, которое не так давно довелось расследовать нашим следователям. Хакер из Беларуси похищал деньги с карточек россиян. Суммы были на первый взгляд совсем незначительные — не больше, чем стоимость одной эсэмэски. Однако количество незаконных операций исчислялось десятками, а то и сотнями тысяч. Итоговая сумма получалась весьма впечатляющая. При этом, рассказывает прокурор, следователи столкнулись с проблемой: потерпевшие, узнав, что у них украли буквально несколько рублей, отказывались приезжать на допрос, мол, талон на общественный транспорт будет стоить дороже. Дело, разумеется, довели до логического конца и пресекли незаконную деятельность компьютерного мошенника.

Осуждают за продажу реквизитов банковских карт нечасто. Согласно статистике, суд рассматривает 1 — 2 подобных дела в год. Мошенникам нередко удается уйти от наказания, ведь в УК пока нет статьи, прямо подразумевающей ответственность за такого рода деяния. Вот как об этой проблеме говорит прокурор: «В Уголовном кодексе отсутствует специальная норма, предусматривающая ответственность исключительно за незаконный сбыт платежных средств, существующих в виде компьютерной информации, в нашем случае — реквизитов БПК. Это отчасти способствует формированию рынков сбыта и увеличению количества совершенных с использованием этих реквизитов хищений».

Если после прочтения этого материала хакеры решат, что информация дает им зеленый свет на воровство банковских данных, то стоит поумерить пыл. Так, прокуратура напоминает, что в уголовном законе есть статья «Коммерческий шпионаж», по которой можно привлечь преступника за воровство данных банковской карточки. Пока же, считают прокуроры, в нашей стране недостаточно широко применяется эта норма. Необходимость использовать ее чаще уже подробно обсуждают заинтересованные органы.

isaenok@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter