В древнем Полоцке есть уникальная икона: на ней сразу три святых — Мина, Дионисий и Симеон

У истоков православия

В Спасо-Евфросиниевском монастыре есть уникальная икона, на которой изображены сразу три духовных заступника Полоцкой земли

Среди сонма святых найдется немного тех, о ком сохранилось так же мало сведений, как о трех полоцких епископах — Мине, Дионисии и Симеоне. Святители стояли у истоков православия на белорусских землях. Каждое из этих имен тесно переплетено с Полоцком, признанной колыбелью и духовным центром нашей страны. Чтобы узнать о подвижниках веры, которых с любовью и большим уважением почитают наравне с преподобной Евфросинией, отправляемся в Спасо-Евфросиниевский женский монастырь.


С авторским проектом «Святые земли белорусской» мы уже приезжали сюда летом. Помнятся музыка колоколов, разноцветье и благоухание заботливо высаженных руками насельниц цветов, радость, которая пронизывает всего тебя, стоит переступить порог обители. В зимнюю пору монастырь завораживает не меньше. В воздухе — хрустальная тишина и благодать. Белый снег здесь кажется особенно чистым, а небо — пронзительно синим.

Насельница обители монахиня Рахиль гостеприимно встречает и ведет в храм:
— О святых Мине, Дионисии и Симеоне Полоцком известно не так много, но в одном усомниться нельзя: в том, что Полотчина стала нашей духовной жемчужиной, началом светлого и доброго, — их бесценный вклад.

Наша провожатая сетует, что жития трех святителей не сохранились. Фрагменты, по которым можно проследить путь епископов, сосредоточены в книге «Православные святые земли белорусской». Около десяти лет назад в иконописной мастерской обители принялись писать уникальную икону. На ней — лики сразу трех святителей, объединенных искренней верой и Полоцкой землей.



В храме горят свечи, слышится тихая молитва. Небесных заступников края поминают вместе, но вначале — святителя Мину. Он первый полоцкий владыка, о котором сохранилось летописное свидетельство. Насельница монастыря монахиня Екатерина рассказывает:

— Предполагают, что святой Мина родился в Полоцке в 50 — 60-е годы XI века. Здесь прошло его детство, здесь он рос духовно. Стремление к подвижничеству привело его в Киево-Печерский монастырь, где он принял постриг под именем Мина.


В скорости, как считают историки, Мина стал игуменом Зверинецкого пещерного монастыря в Киеве. В пользу таких выводов — находка 1911 года после ливня на Зверинецком валу. Оползень открыл вход в подземную галерею. В одной из пещер, служивших церковью, на сырой глине в нише над жертвенником обнаружили имена зверинецких игуменов. В их числе был и Мина, позже ставший епископом Полоцким.

Святитель Мина прославляется церковью как один из первых архипастырей, способствовавших распространению христианства на Белой Руси. Преподобная Евфросиния, будущая игуменья Полоцкая, возрастала к вере именно под его духовным окормлением и постриг приняла при жизни святителя.
Еще меньше известно о святом Дионисии, возможно, прибывшем в Полоцкое княжество из Византии. Насельница монастыря послушница Елена делится:

Послушница Елена.

— Полоцким владыкой он стал между 1156 и 1166 годами и упоминается при совершении пострига племянниц преподобной Евфросинии. Между ученым епископом-греком и полоцкой игуменьей была прочная духовная связь. Есть историки, которые считают, что именно Дионисий освятил Спасскую церковь, возведенную в нашей обители.

Владыка благословил игуменью на дальнюю дорогу по святым местам. По его же благословению началось и местное общенародное почитание святой, были составлены ее житие и служба. Место упокоения святого Дионисия, как и в случае с Миной, овеяно тайной. По одной версии, он погребен в Спасском монастыре, по другой — в лаврских пещерах в Киеве.

Под спудом в Тверском кафедральном соборе почивают мощи седьмого полоцкого и первого епископа Тверской епархии святителя Симеона Полоцкого. Полный тезка и земляк известного просветителя XVII века вел род от местных князей. Богатый и образованный, он предпочел мирским радостям подвижническую жизнь в одном из полоцких монастырей. Позже был рукоположен в священнический сан, а затем избран епископом родного города.


Никоновская летопись описывает его как человека сведущего в Божественном Писании, добродетельного, того, чье заступничество неизменно получали нищие и сироты, вдовы и несправедливо обиженные… Записан разговор святого Симеона с полоцким князем Константином. Решив высмеять своего тиуна (судью), Константин спросил: «Где будут тиуны на том свете?» Епископ ответил: «Тиун будет там же, где и князь». И объяснил, что добрый и богобоязненный князь, который жалеет людей, любит правду, поставит такого же судью, а значит, и в раю они окажутся вместе. Или же ровно наоборот.

Перебраться в Тверь святителя Симеона заставили распри литовских князей и убийство в 1263 году великого князя литовского Миндовга и его племянника Товтовила, правившего в Полоцке.

Симеон Полоцкий — единственный из трех святителей, чьи следы удалось отыскать на малой родине. Возведенный им в Лучно Свято-Никольский монастырь не сохранился, но история храма в деревне Коллективной Полоцкого района может стать нужной ниточкой.

Церковь в честь святителя Николая Чудотворца стоит здесь на том же месте, где в XIII веке Симеон Полоцкий основал мужской Заполоцкий монастырь. Настоятель храма Отец Александр вводит в курс:

Иерей Александр Козел, настоятель храма в честь святителя Николая Чудотворца в деревне Коллективная Полоцкого района.

— Большую каменную церковь построили в 1750 году. В 20‑е годы прошлого столетия храм был разорен. Насельников и священнослужителей репрессировали, само здание стало общежитием льнозавода. Лишь в 1990‑х его вернули Белорусской православной церкви. С тех пор идут восстановительные работы.

Отцу Александру 26. Еще один его приход — в храме великомученика и целителя Пантелеимона в Полоцке, но именно церковь в Коллективной он считает своим неслучайным испытанием:
— Два года назад здесь был песчаный пол, причем везде разного уровня, камни повсюду... За что ни возьмись — все требовало сил, терпения и средств. Первое время у меня даже слезы наворачивались, но Божией милостью в каждый из самых трудных моментов находились люди, готовые помочь. Верю, однажды в восстановленном храме появится и особенная для этого места икона — Симеона Полоцкого.

Настоятель не скрывает: к церкви в Коллективной у многих пока чисто исторический, культурный интерес. Но молодой священник не привык опускать руки:

— Благодаря пожертвованиям мы уже покрасили постройку с внешней стороны, положили пол, ведем внутренние отделочные работы. Когда получится подключить электричество и отопление, молитва станет звучать в древних стенах круглый год. Первую за 100 лет Божественную литургию мы провели здесь 17 сентября 2021 года. Знаменательно, что наш собственный маленький праздник совпал с большим государственным — Днем народного единства.

naumova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter